Ольга Сергеевна Афонина
Консультация для родителей «Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста»
Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста.
Тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. Благодаря данному восприятию у людей складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию. Благодаря тактильному способу восприятия информации, наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста“» размещена в разделах
C момента рождения человека и начинается становление тактильного восприятия, когда ребенок прикасается к материнской груди, пытается ухватить погремушку, дотронуться губами, ручками, ножками до любого незнакомого предмета. Для ребенка очень важно и естественно прикоснуться к новому неизвестному для него предмету, почувствовать его на ощупь, запах и звук – так он воспринимает окружающий мир. В самом начале своей жизни ребенок прикасается к предметам случайно и ощущает, что они разные – мягкие и твердые, холодные и теплые, гладкие и шершавые и т. д., но потом он делает это целенаправленно и постоянно. Таким образом, малыш учится сравнивать, объединять и различать окружающие его предметы и явления - приводит в движение мыслительную деятельность.
Взрослым необходимо понимать важность развития тактильного восприятия на этом этапе, поощрять действия детей с различными предметами, конечно не забывая о безопасности малышей. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. При развитии тактильного восприятия значительно активируются познавательные процессы, расширяется, как пассивный, так и активный словарь.
При организации деятельности ребенка очень важно учесть момент подбора предметов и материалов для обследования малышом. Ребенок должен познать все свойства и признаки не со слов взрослого, а исходя из собственной практики, из своего тактильного восприятия. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые, играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Можно поиграть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку, порисовать, например, на манке или гречке!

Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина, с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодные предметы и горячие. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости, привлекайте внимание малыша к температуре воды в ванне. Для развития общей чувствительности кожи малыша, дотрагивайтесь до его тела предметами из различных материалов, например, полотенцем махровым и льняным, вязаным и фланелевым пледом и т. д.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке, разрешайте детям рисовать красками с помощью пальцев рук и ног.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек.
Пусть летом ребенок чаще ходит босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке.
К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.