Марина Банных
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития
мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно
заняться забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков
нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют
держать ручку и завязывать шнурки.
Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не
развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита
хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто
пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка:
речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве,
наблюдательность, память (зрительную и двигательную, концентрацию и
воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности,
непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот
почему так важно работать с пальчиками.
Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях.
Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и
творческие занятия.
На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы
руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Если вам
нужно занять на несколько минут ребёнка и сделать это с пользой для его
развития, воспользуйтесь одним из предложенных ниже упражнений.
Вещей, с помощью которых мелкая моторика развивается, можно найти в
современных магазинах с игрушками просто несчётное количество. Только
вот денег на них хватает не всегда, кроме того подобные шнуровки и мозаики
достаточно быстро надоедают малышам, превращаясь в вещи, которые
нужны ребёнку только для того, чтобы их разбрасывать по комнате. На
самом деле, для того, чтобы развивать мелкую моторику своего малыша,
можно найти всё необходимое дома, почти не растрачивая на это денег.
Все мамы знают, как малышей тянет в кухню, будто там мёдом намазано.
Малыш часто мешает там родителям, но именно в этой комнате находится
множество предметов, способных помочь в развитии мелкой моторики. Вы
замечали, сколько радости испытывает кроха, добравшись до круп и макарон,
которые мама не успела спрятать? Но они незаменимы для мелкой моторики.
Любимое занятие малышей - рисовать манкой или мукой. Можно насыпать
крохе в поднос манки и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками
или даже всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных мелких
предметов из одной посудины в другую.
Детям в более старшем возрасте задачи можно усложнить. Смешайте разные
виды макаронных изделий и дайте крохе задание каждый вид собрать в
отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных
видов, изучая их при этом. Ещё один вариант – смешать фасоль и горох.
Отлично способствует развитию мелкой моторики ещё одно занятие –
нанизывание разных предметов на верёвочку. Для этого можно найти в доме
много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от
разорвавшихся бус.
Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое-нибудь простое
задание крохе. Например, предложите ему почистить яйцо или варёную
картошку. Можно научить его резать специальными детскими ножницами, а
потом все частички бумаги, картинки тоже легко использовать, делая
различные аппликации.
Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике:
• Лепка из глины и пластилина.
• Рисование или раскрашивание.
• Изготовление поделок из бумаги.
• Конструирование.
• Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
• Нанизывание бус и пуговиц.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
• Переборка круп.
• Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
• Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
• Очищать мандарины.
• Переливать из кружки в кружку воду.
• Стирать небольшие вещи, например кукольные.
• Мыть игрушки, посуду.
• Подметать пол, пылесосить.
• Поливать цветы и т. д.
Для проверки развития мелкой моторики рук используются следующие упражнения:
одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);
кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы;
при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;положить кисти обеих рук на стол - ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным ("здороваться", при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стола и стула должна быть такой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре.
Кроме перечисленных упражнений, можно использовать следующие: "Сделай бинокль" - соединить большой палец с указательным (остальные пальцы плотно примыкают друг к другу); "Сделай плетень" - соединить кисти рук тыльной стороной (локти стоят на столе) и переплести пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой; "Шагаем через кочки" большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно "шагают через кочки" (разложенные на расстоянии 2 - 3 см друг от друга 5-6 счетных палочек, не задевая их, высоко поднимая "ноги" (пальцы).
В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык ит. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.
Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. :
Успехов вам, уважаемые родители!