Светлана Ровенец
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – l года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова - нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения. Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Начните с простых упражнений.
1. Руки в стороны. РУКИ подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию. 2. Руки вперед. РУКИ подняты до уровня плеч и параллельны одна другой. З. Руки наверх. РУКИ подняты вертикально и приблuзительно параллельны одна другой. Следите, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».
2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Мелкие, четко выверенные по степени усилий и направлению движения рук не являются врожденными. Ребенок учится этому достаточно долго. Не зря одним из важных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. У некоторых детей и в 6-7 лет она развита слабо. Следует отметить, что способность ребенка точно и аккуратно выполнять мелкую работу зависит не только от обучения, но и от свойств нервной системы. Детям с повышенным тонусом мышц бывает трудно освоить тонкие и точные движения кистью и пальцами.
ИГРЫ С КУБИКАМИ.
Начните с простых образцов: домик, башенка, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка. Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. • Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определенной последовательности.
Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд - желтые кубики, второй - зеленые и т. д. Или: кубики в ряд укладываются в такой очередности: красный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два желтых, синий, два желтых.
ИГРЫ СО СКАКАЛКОЙ (ВЕРЕВКОЙ)
Попросите ребенка:
1. Вытянуть скакалку по прямой линии. 2. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».
З. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник. 4. Намотать скакалку на ручку; размотать; сложить вдвое, вчетверо, держа в руках
(не раскладывая на столе или на полу).
5. Простейший способ научить завязывать узел: разложите скакалку или веревку на столе полукругом, затем сблизьте ее концы и расположите их крест-накрест. Покажите, как один конец, лежащий поверх другого, заправляется под нижний, затем медленно стяните концы в узел.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.
От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.
Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его
от основания ладоней к кончикам пальцев.
Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.
Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.
«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.
Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался.
Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху - на средний,
снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый. Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки И дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.
Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т. д. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.
ПУГОВИЦЫ
Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую.
Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и Т. п.
Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета. Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).
На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т. д. На силуэт бабочки можно при стегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета бабочка будет разноцветной.
У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки. Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.
Данные игры объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук мелкой моторики.
1. Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».
2. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.
3. Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.
4. Деревянные матрёшки - прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрёшки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрёшка не может поместиться в меньшей и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней. А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь, ребенку советом, четким указанием. В конце концов, методом проб и ошибок, малыш достигнет своей цели.
5. Мозаика, конструктор, разные картинки - бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка - способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Обращаясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.
Таким образом, неразрывный круг:
-МЕЛКАЯ МОТОРИКА-
-РЕЧЬ-
-МЫШЛЕНИЕ-
Развивается равносторонне и интенсивно.
Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребенка.