Ил
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков дошкольников"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему
помогают педагоги.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие коммуникативных навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и
коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще
взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным
развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной
“интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не
секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а
любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше
общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их
ощущений.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в
общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с
мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не
знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в
шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной
компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта
совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями,
воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в
успешного человека.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.
Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания,
приводящих к коммуникативным проблемам :
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов
семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети
вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со
стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь
соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким
образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания,
которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или
взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей
ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей
есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то
необходимо обратиться к специалисту.
Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и
найти пути и способы их преодоления.
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников
1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём
создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения:
адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к
чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные
подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения
конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь
слушать и слышать и т. д. ;
3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить
дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой
деятельности);
5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и
другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов,
фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные
интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного,
заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через
игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т. п., выразительное чтение сказок,
стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок,
скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца,
целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать
только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения
в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за
старание);
10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться
своими и его успехами вместе);
11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила
поведения за столом, на улице, правилам поведения со взрослыми.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников
способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные
педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения,
культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение,
открытость, доброжелательность.
Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального
психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в
его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее
социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба