Татьяна Русяйкина
Консультация для родителей «Расскажите детям о Вселенной»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже в три-четыре года малыши начинают мучить родителей вопросами о звездах и планетах. «А на Луне люди живут? А почему Солнце мы видим днем, а Луну ночью? А почему Луна не падает на Землю?
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети, вызывает их естественный интерес к различным явлениям природы «космического масштаба» и желание немедленно получить ответ. Конечно же, на эти вопросы нужно ответить. Но многие из вопросов, которые они задают, не назовешь простыми, потому порой взрослые избегают конкретных объяснений словами: «Ты пока не поймешь, потому что мал. Узнаешь, когда подрастешь». А время идет, и у детей немало набирается таких оставленных «на потом» вопросов.
Публикация «Консультация для родителей „Расскажите детям о Вселенной“» размещена в разделах
Наблюдать за изменениями погоды, жизнью растений и животных дети учатся и в детском саду, и в семье. А вот астрономические наблюдения значительно менее популярны и доступны. Хотя бы потому, что звездное небо, Луну и некоторые другие явления («падающие звезды», кометы) можно увидеть лишь ясным вечером. Значит, кто-то из взрослых за час-полтора до сна должен взять с собой малыша на прогулку. Поверьте, никакие наглядные пособия не заменят наблюдений в природе. Но иногда пригодным для наблюдений может оказаться балкон или даже окно, выходящее в темный двор. Выбирая место, нужно обратить внимание на то, как видна южная половина неба. При этом объясните ребенку, что при своем суточном движении светила выше всего поднимаются над южной частью горизонта. Малыш затаив дыхание будет слушать ваши объяснения и запомнит то, что вы расскажете ему, на всю жизнь.
Осенний период наиболее подходящее время для начала наблюдений звездного неба. В безлунный осенний вечер может показаться, что звездам «нет числа» и разобраться в этой картине совершенно невозможно. Однако астрономы давно «пересчитали» все звезды, дав им имена. Всего на небе северного и южного полушарий 88 созвездий. Разумеется, малышей надо знакомить только с некоторыми из них.
Начинать знакомство лучше всего с Большой Медведицы. Правда, на медведицу эта группа звезд (семь ярких точек) совсем не похожа. Скорее на кастрюлю с ручкой или огромный ковш. Как же научить ребенка находить Большую Медведицу? Пожалуй, подготовиться к этому надо еще до прогулки. На листке бумаги нарисуйте семь звезд (точек, расположенных так, чтобы, соединив их прямыми линиями, получить очертания ковша. На улице вы находите знакомое по рисунку созвездие. Заметьте место, над которым оно сейчас видно. Если, выходя по вечерам, вы будете время от времени вместе с ребенком находить этот семизвездный ковш, то очень скоро ему станет ясно, что положение созвездия на небе меняется.
Ну вот, Большая Медведица теперь хорошо знакома, а с ее помощью можно отыскать и Полярную звезду. Начинайте опять с рисунка. Пусть ребенок самостоятельно нарисует ковш Большой Медведицы и соединит две самые далекие от ручки ковша точки. Затем помогите малышу продолжить этот отрезок примерно на пять таких расстояний. Так вы найдете на небе Полярную звезду. Это самая главная звезда, которая указывает путь
Наблюдать за вечной спутницей Земли не менее интересно. Даже невооруженным глазом можно различить на поверхности Луны пятна. Это «лунные моря». Покажите их ребенку и расскажите, что в этих «морях» нет ни капли воды. Наблюдая поверхность ближайшего к земле небесного тела, дети убеждаются в том, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Другое полушарие нам никогда не видно.
Уточните, замечал ли раньше малыш, что на протяжении месяца вид Луны изменяется? Узенький серпик растет, превращается сначала в «половинку», а потом в полную Луну. Затем снова становится серпиком, только повернут он теперь в обратную сторону, а потом и вовсе исчезает. Кстати, отличить растущий серп Луны от убывающей очень просто. «Старая» Луна напоминает букву С, а «растущая» Луна часть буквы Р. Это вызвано тем, что Луна занимает различные положения по отношению к Солнцу, которое ее освещает, и Земле, с которой мы ее наблюдаем.
Также во все времена года ребенок может своими глазами наблюдать восход и заход Солнца. Обратите внимание на то, за какой наземный ориентир (дом, дерево, и т. п.) садится Солнце летом, осенью, зимой, весной.
Помогите заметить, что летом точки восхода и захода расположены друг от друга значительно дальше, чем весной и осенью. Летом Солнце встает раньше, выше поднимается в полдень, позже заходит за линию горизонта. Поэтому и дни такие длинные, и темнеет поздно. А вот про декабрьские дни в народе не зря говорят, что они «короче воробьиного носа».
Дошкольный возраст-замечательное время для развития познавательного интереса у ребенка, чем больше узнает малыш, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном мире.