Дарья
Консультация для родителей «Простые упражнения из арт-терапии, которые научат лучше понимать ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познает окружающий мир в процессе игры. Любые задачи усваиваются легче, если преподносятся ребенку в игровой форме, поэтому, если взрослый хочет чему-либо научить ребенка, помочь ему разносторонне и полноценно развиваться, нужно запастись нескончаемых запасом поучительных игр.
С того момента, как кроха начинает осознавать себя отдельным человеком, развивается умение осознавать свои чувства, принимать решения, оценивать свои и чужие поступки, но полностью эти навыки сформируются только ближе к подростковому возрасту.
Публикация «Консультация для родителей „Простые упражнения из арт-терапии, которые научат лучше понимать ребенка“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Способность к рефлексии можно тренировать подобно тому, как спортсмены тренируют свое тело для соревнований. Если человек не может понять самого себя, свои чувства и желания, если не может осознавать и контролировать эмоции, то стать полноценным членом общества ему будет очень трудно. С большой вероятностью он столкнется с непониманием своих настоящих желаний и потребностей, будет чувствовать себя несчастным и одиноким.
Задача взрослого – заранее помочь ребенку получить тот опыт, который впоследствии ляжет в основу осознанности. Так же, как родители знакомят малыша с окружающим миром, они должны помочь ему познакомиться с самим собой, а для этого необходимо взаимодействовать с ребенком на понятном ему языке – через игру.
Несколько советов от арт-терапевтов, которые помогут родителям лучше понять своего ребенка. Прежде всего необходимо более серьезно и внимательно относиться к детскому творчеству, часто игры, рассказы и рисунки становятся ключом к пониманию того, что интересует или беспокоит малыша. В контексте игры ребенок может более свободно и спокойно рассказать о том, что его волнует.
обязательные условия для комфортного творчества:
• Желание ребенка поиграть: любое принуждение сводит на нет смысл упражнений.
• Предложите ребенку широкий выбор материалов для творчества.
• Позвольте ребенку самому выбирать из предложенных материалов и придумывать тему для творчества.
• Игра должна происходить в комфортной обстановке.
• Станьте активным слушателем и смотрителем детского творчества: расспрашивайте о том кто нарисован, что и зачем делает, почему так происходит.
Но! Ни в коем случае не критикуйте, ни сюжет, ни технику исполнения.
Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с ребенком, или предложить ему сделать их самостоятельно, тогда ваша задача - смотреть, слушать, расспрашивать и поощрять креативность малыша.
1. «Гора злости»
Упражнение хорошо подходит для проработки негативных эмоций, снятия напряжения и агрессии.
Материалы: бумага, краски, клей, скотч
Упражнение: Если вы видите, что ребенок не в духе, начинайте игру «Гора злости» словами: «Я вижу, ты сегодня в плохом настроении. Наверное, тебе так и хочется что-то сломать? Смотри — вот бумага, мы можем ее мять, рвать и кидать. Вот так я делаю, когда злюсь (взрослый делает комок из бумаги и кидает его в стену)».
После можно собрать эти комки в одну большую гору, скрепить их скотчем или клеем, раскрасить.
2. «Цветок»
Помогает развивать малышу воображение, снижает эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, краски, фломастеры.
Упражнение: Предложите ребенку закрыть глаза и представить самый красивый цветок. Поинтересуйтесь, как он выглядит, где растет, что находится рядом с ним.
Попросите открыть глаза и попробовать изобразить цветок, описать его настроение и придумать историю про него.
Аналогично можно предложить ребенку вообразить машинку / птицу / животное и т. д.
3. «Ладошки»
Помогает понять что же беспокоит ребенка, какие вопросы для него наиболее актуальны.
Материалы: бумага, фломастеры, восковые мелки, или пастель.
Упражнение: Предложите малышу обвести на листке свою ладонь. А затем раскрасить изображение так, как он представляет сейчас свое настроение. Что говорит ладошка? Что она чувствует?
Если настроение грустное, можно нарисовать рядом ладонь хорошего настроения или несколько ладошек — шагов к хорошему настроению, спросить что может исправить настроение и дорисовать этот предмет рядом.
4. «Веселые страхи»
Помогает сформулировать неосознанные страхи и тревоги ребенка, снижает эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Упражнение: Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Потом этот страх превратите в веселый предмет. Например, монстрика из шкафа можно «переодеть» в смешной костюм или накормить мороженым.
5. «Каракули»
Благодаря этому упражнению вы сможете лучше понимать ребенка, укрепите его чувство доверия к вам.
Материалы: бумага, карандаши или фломастеры
Упражнение: Предложите ребенку нарисовать любые линии, как захочет. Вы продолжаете его рисунок. Затем он продолжает ваши линии. Можно придумать, на что похожи каракули, дорисовать недостающие детали, составить простой сюжет, представить, что вы «гуляете» по этим дорожкам.
ВАЖНО! Заканчивайте все упражнения на положительной ноте.
Например, Гору злости можно раскрасить яркими цветами или превратить в волшебный замок, грустную Ладошку «утешить» подарком, а одинокому Цветочку подарить друга.
Во время подобных игр задействуется мелкая моторика, развивается воображение и коммуникативные навыки, увеличивается словарный запас ребенка, в целом рисование и творчество всегда способствуют гармонизации настроения и снятию беспокойства. А еще эти игры просто помогут вам позитивно провести время с ребенком с пользой для его развития.