Махруткина Оксана
Консультация для родителей «Почему ребёнок говорит неправильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребёнок говорит неправильно
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонения в росте зубов, их неправильное расположение относительно друг друга, укороченная подъязычная уздечка и т. д. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребёнок говорит неправильно“» размещена в разделах
Чтобы научиться правильно, произносить чётко звуки, ребёнок должен, прежде всего, слышать, слуху принадлежит главная роль в овладении речью. Поэтому необходимо оберегать детей от постоянных сильных звуковых воздействий: сплочённых на полную мощность радио, телевизор, телефон, а при заболевании органов слуха своевременно лечиться в медицинских учреждениях.
Если родители начинают с 5-6 месяцев прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими, густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это нормально. Но если в возрасте старше года ребенок получает все ту же, протертую пищу – это уже остановка в развитии мышц лица, языка, щек, шеи и других, принимающих активное участие в артикуляции и выражении мимических гримас.
В процессе откусывания пищи и её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая мускулатура, язык, мягкое небо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта.
Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз, контроль за слюноотделением, делают речь активной, чистой по произношению.
Чем плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и пережевывания.
Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем меньше мышц участвует в её обработке.
В возрасте 7-12 месяцев у ребенка формируются навыки кусания и жевания, если по каким-либо причинам этого не произошло, инстинктивный навык теряется, ребенок может освоить процесс жевания только после обучения. Методик по обучению данной функции нет. Следовательно, кто своевременно все сделал, тот и в более выгодной позиции.
В общении с ребёнком, особенно в раннем возрасте, нельзя подстраиваться под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять общепринятые слова, звукоподражания или усечённые слова («Где бибика, Ваня хочет бай, бай?») сюсюкать. Это ничего кроме вреда, ребёнку не принесет, а будет лишь тормозить усвоение речи, звуков, задерживать своевременное овладение словарём, но не следует забывать и о том, как вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения. Подобная перегрузка непосильным для ребёнка речевым материалом, может привести к такому тяжёлому дефекту речи, как заикание.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от взрослых. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко проговаривали все звуки и слова. Нечёткая, торопливая речь взрослых отрицательно сказывается на речи ребёнка. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи родителей, старших братьев и сестёр, товарищей по двору.
Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, не следует передразнивать его, смеяться над его речью. Нельзя ругать ребёнка и требовать от него, чтобы он повторил немедленно и верно трудное для него слово. Часто это не даёт положительного результата, а ведёт к тому, что ребёнок старается заменить слово другим порою неудачным, а иногда и вообще отказывается говорить. Напротив, послушные дети, стараясь угодить маме; изо всех сил пытаются произнести звуки, которые из-за возрастной неподготовленности артикуляционного аппарата оказываются непосильным для него, в результате мы имеем: горловое произношение звука (Р, боковую ингаляцию и тому подобные дефекты. Поэтому для родителей важно знать о том, в какие сроки и какие звуки ребёнок должен произносить правильно, а какие дефекты связаны с физиологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения и своевременно принять меры к их исправлению