Елена Царёва
Консультация для родителей по теме «Особенности адаптационного периода в группах кратковременного пребывания ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по теме :
«Особенности адаптационного периода в группах кратковременного пребывания ДОУ»
Здравствуйте, уважаемые наши мамы и папы, бабушки и дедушки!
Во время нашей второй встречи хотелось бы обратить ваше внимание на те особенности адаптации ваших детей к условиям ДОУ, которые свойственны именно для групп кратковременного пребывания.
Публикация «Консультация для родителей по теме „Особенности адаптационного периода в группах кратковременного пребывания ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Консультации для родителей
- Темочки
Дети в нашу группу приходят практически одновременно, в сентябре – октябре, и адаптационный период проходит у всех по-разному. Достаточно сложен этот период не только для самих воспитанников, но и для родителей, и для педагогов.
Среди детей нашей группы, с большой долей вероятности, найдутся такие, которые не знают значения понятия «нельзя», для них не существует запретов. Как правило, адаптация у них проходит очень бурно: они упорно пытаются отстаивать свои права на привычные им в условиях семьи действия, которые часто идут вразрез с реально существующей жизнью группы.
В первые дни пребывания детей в ДОУ мы не предъявляем особых дисциплинарных требований, чтобы не испугать и так тревожных детей, а стараемся удерживать их от негативных поступков – отвлекая, переключая на другой вид деятельности.
Встречая ребенка с мамой в раздевальной комнате, педагог должен продемонстрировать ему самое доброжелательное отношение, выслушать все, что хочет сказать ребенок - все его новости, рассмотреть принесенные игрушки, ответить на вопросы мамы. Однако, маме ни в коем случае не надо затягивать расставание с ребенком, засыпая педагога вопросами, которые вполне можно задать, забирая сына или дочь домой. Далее начинается знакомство нового воспитанника с группой. Оно проходит в три этапа:
1. Сначала дети играют в те игрушки, которые им понравились.
2. Проводится экскурсия по всем помещениям группы.
3. Наконец, дети знакомятся с правилами жизни в группе :
- Мы все дружим, стараемся помогать друг другу, заботимся о малышах.
- Не отнимай игрушку, а попроси. Если тебе ее дали, скажи «Спасибо», если не дают – предложи поменяться или играть вместе.
- Не можешь договориться сам – позови взрослого. Нам нравится наша группа, поэтому мы сами убираем игрушки на место.
Эти правила вводятся постепенно, с опорой на конкретную ситуацию. Постепенно дети усваивают их и начинают самостоятельно следить за их выполнением.
В период адаптации проводятся игры : «Клубочек», «Передай мишку», «Передай улыбку», «Назови ласково» и другие, которые знакомят детей друг с другом, помогают запомнить имена, почувствовать себя коллективом.
Первые игры, которые предлагаются малышам – хороводные. Они сплачивают детский коллектив, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Если времени мало, то выбирается несколько ведущих, чтобы за одну игру все дети побывали в этой роли («Пузырь», «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня», «Ходим кругом» и т. д.).
В период адаптации для ребенка очень важна возможность уединиться, если он устал от шумного общества. Кто- то может уйти на диван или за стол, или за ширму, или под стол, кто – то просто устраивается и лежит на большой мягкой игрушке. Это помогает снять напряжение, предотвратить негативные проявления.
Многие дети любят есть, мягко говоря, не полезную для здоровья еду –чипсы, картофель из «Макдоналдса» и пр. Чтобы научить детей есть нужную для растущего организма пищу, нужно подробно рассказать о ней, сводить на «экскурсию» на пищеблок. Главное в период адаптации - не накормить, а заинтересовать ребенка процессом приготовления и принятия пищи; не делая замечаний, напоминать об удобном способе действий, например: «Саша, возьми ложку в правую руку», а не «Саша, ты неправильно держишь ложку». Для того, чтобы дети чувствовали себя членами одного коллектива, надо придвинуть столы друг к другу и не очень строго соблюдать правило: «Когда я ем – я глух и нем». Домашним детям трудно отвыкнуть от привычки разговаривать во время еды, им хочется обменяться впечатлениями. Снятию эмоционального стресса способствует свобода выбора : ребенок может договориться с педагогом о том, что именно он съест и в каком количестве, при условии, что это будет не во вред здоровью ребенка, разумеется.
Продуманная организация адаптационного периода призвана помочь детям относительно безболезненно включиться в коллектив сверстников (часто разновозрастный) и чувствовать себя в нем спокойно и уверенно. Сотрудничество педагогов и родителей помогает выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и облегчить процесс привыкания детей к условиям детского сада.