Людмила Фильчакова
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по развитию речи
«Развитие речи в домашних условиях,
через развитие мелкой моторики»
«Истоки способностей и дарования детей
- на кончиках их пальцев…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи „Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
У большинства современных детей отмечается общее моторное от-ставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка : речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, концентрацию и воображение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Чем больше ребенок хочет, что- либо делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.
Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Учителя в школе начинают замечать, что у ребенка недостаточно развита моторика рук, наблюдается слабость и неловкость при держании ручки. Почерк неаккуратный и буквы неловкие. Ребенок может быть сам скован и напряжён. Это и есть результат не развитой мелкой моторики рук. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.
Вот почему так важно работать с пальчиками. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.
Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике. Их простота и оригинальность заключается в том, что все это есть почти в каждом доме. Предложенный нами перечень всегда можно дополнить своими идеями и варьировать материалом в зависимости от предпочтений.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей
1. «Шишки на тарелке»
Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2. «Обведи предмет»
Обводить можно всё, что попадё тся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
3. «Волшебный узор»
Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.
4. «Пришей пуговицу»
Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.
5. «Разноцветные снежинки»
Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
6. «Зашнуруй ботинок»
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
7. «Волшебная пипетка»
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
8. «Маленький аптекарь»
Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.
9. «Делаем бусы»
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
10. «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.)
11. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук вашего ребенка и вашей заинтересованности его успеха в дальнейшем.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наилучший результат.
Консультацию подготовила воспитатель: Фильчакова Л. И.