Алла Студеникина
Консультация для родителей по подготовке празднования с детьми Дня Победы
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно, накануне Дня Победы нашей страны над фашисткой Германией, задача педагогов и родителей - помочь ребенку понять значимость для нашего народа этого большого праздника, познакомить с хроникой тех времен, какой вклад в победу внес народ, советский солдат.
Наше поколение, когда мы были детьми, окружали бабушки и дедушки, которые были живыми свидетелями, участниками тех событий. Они рассказывали нам, внукам, свои детские воспоминания о том не простом, трудном для нашего народа военном времени.
Публикация «Консультация для родителей по подготовке празднования с детьми Дня Победы» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Время идет и, к сожалению, ветеранов той войны остается все меньше и меньше. Уходят постепенно из жизни и «дети той войны», которые помнили свои детские впечатления о тех военных годах и могли донести свои воспоминания.
Нынешнее поколение детей, чаще всего может почерпнуть знания о той войне из просмотра художественных фильмов, документальной хроники, чтения художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших задач, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В. А. Сухомлинский писал, от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить у ребенка любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к родителям, семье, к армии, своей стране. Все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника и формируется в процессе систематического и целенаправленного развития.
Грамотно подобранная музыка формирует вкус, воспитывает духовно-нравственное, патриотическое начало, воздействует на чувства и настроение ребенка, формирует его мировоззрение и отношение к окружающему миру.
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.
Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
Солдаты поют о родном доме, о желанной победе, о погибших товарищах. Песни военных лет помогают выдержать тягости фронтовой жизни, поднять боевой дух, найти в себе силы двигаться дальше через «не могу».
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.
В военное время родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни-монологи и песни-воспоминания.
Прежде, чем начать знакомство ребенка с песнями военных лет, хорошо предложить краткий рассказ о Великой Отечественной войне с использованием наглядности (рассматривание иллюстраций в книгах, картин, здесь будет помощником и интернет). Прослушайте с ребенком сообщение Левитана о начале войны. Немного расскажите об истории создании военных песен.
Знакомство ребенка с песнями военных лет начните с прослушивания патриотической песни «Священная война», написанную в первые дни войны. Музыка известного композитора А. В. Александрова, а слова – поэта В. И. Лебедева – Кумача. Расскажите ребенку об истории создания этой песни. Заострите внимание на характере этого произведения: энергичная мелодия, чёткий ритм и похожа она на марш. В этой песни большая сила и энергия. Объясните ребенку, почему такое музыкальное произведение было важно и своевременно в первые дни войны. Это песня наполнена гнева к ненавистному врагу, напавшему вероломно на нашу Родину, песня -призыв к народу объединиться на борьбу против этого врага. Это боевой гимн редкой призывной силы. Ее исполняли перед отправкой бойцов на фронт.
Другая призывная песня – это "Песня защитников Москвы" муз. Б. Мокроусова сл. А. Суркова.
Прослушайте с ребенком несколько, так называемых прощальных песен.
«Прощание славянки» композитор Василий Агапкин — один из самых узнаваемых «музыкальных символов» России, а до этого марш считали символом Советского Союза и даже Российской империи. Мелодия пережила революцию 1917 года и несколько войн (в том числе и Великую Отечественную, она звучала на перронах во время отправки бойцов на фронт.
Открыт памятник «Прощание славянки» 8 мая 2014 года на площади между зданием Белорусского вокзала и железнодорожными путями.
Расскажите ребенку об удивительной истории появления на свет еще одной прощальной фронтовой песни «Огонёк», слова Михаила Васильевича Исаковского. В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. В 1943 году газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение «Огонек» Исаковского. К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду. Подхваченная в народе мелодия не имеет конкретного автора, так и стали мелодию звать-народная.
Песни о «Долгой дороги войны» - в этих песнях заложены самые сокровенные мысли, чувства, переживания целого поколения людей – военного поколения. И, слушая их, мы ясно представляем себе и яростные атаки, и оглушительные взрывы, и страшные фронтовые дороги…
К таким песням можно отнести песню «Эх, дороги» муз. А. Г. Новикова,
сл. Л. Ошанина.
К лирическим песням можно отнести, такую песню как «В лесу прифронтовом» сл. М. В. Исаковского, муз. М. И. Блантера.
Обратите внимание ребенка, как прослеживается в этой песне-раздумье воспоминание о мирной жизни и призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, ведет через войну, через испытания и невзгоды.
Этим авторам принадлежит еще одна известная песня «Катюша».
Песня была написана до войны, но особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы солдат воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Она так полюбилась бойцам, что именем Катюши окрестили новое оружие - ракетный миномет, наводивший ужас на врага.
Сейчас «Катюша» нам кажется военной песней. Хотя, если внимательно вслушаться, то это совсем не военная песня, а лирическая.
Любовь к лирическим песням в военное время – это еще один парадокс войны. Казалось бы, в такие суровые годы должны сочиняться песни героические, патриотические, чтобы воодушевлять на подвиг, вселять надежду на скорую победу.
Но душе солдата тоже хотелось песни ласковой, искренней, лирической…
Другой лирической песней считается песня «Темная ночь». Она написана в 1943 году для художественного фильма «Два бойца» режиссёра Лукова. Композитор Никита Богословский сочинил музыку, а за слова песни взялся Владимир Агатов. Спел «Тёмную ночь» Марк Бернес, сыгравший одну из главных ролей в кинокартине.
В песне говорится о переживаниях простого человека на войне. Она удивительно точно передаёт те глубокие чувства, которые испытывали солдаты в тяжёлые годы кровопролитных боё в: чувства огромной любви к своим семьям, а также чувства безграничной благодарности им за их поддержку, терпение и веру.
Еще одна песня – это песня «В землянке». Она необычно появилась на свет. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к своей жене после тяжелого боя в 1942 г.», – вспоминал Алексей Александрович Сурков.
Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, если бы не увидел их композитор Константин Листов. После опубликования в газете стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
В военные годы была очень строгая цензура. Кому-то показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», – вселяют в бойцов тоску и уныние. Требовали заменить эти слова другими. Но в измененном варианте песня вызвала протесты со стороны бойцов. «Мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти», – писали гвардейцы-танкисты Суркову.
Другая не менее известная песня –Песня «Синий платочек». Композитор песни - польский музыкант Ежи Петерсбурский, стихи Якова Галицкого. Песня была написана в 1939 году.
Со старыми песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметая захватчиков с родной земли.
Текст фронтового варианта “Синего платочка” — был написан в 1942 году, лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.
В годы войны песня «Синий платочек» для всех стала символом веры, надежды и, конечно, любви. Особенно для тех, кто, укрываясь от снарядов в окопах, вспоминал родных и близких. Под «Синий платочек» засыпали и просыпались, шли в бой, побеждали. Рассказывают, как командир окруженной врагом роты вздернул на штыке кусок синей ткани и с криком: «За синий платочек!» – повел солдат в атаку. Враг был разбит. Этот же призыв применяли и артиллеристы. Они писали на снаряде: «За синий платочек!».
Песни о солдатской дружбе. Познакомьте ребенка с песней «Три танкиста» (стихи Б. Ласкина, Музыка Дан. и Дм. Покрасс). Впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В ней говорится о важности крепкой дружбы, взаимовыручки. Режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев, вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной.» Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них.
Песни-повествовании о страшных реалиях войны.
Песня На безымянной высоте - слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.
Сюжет песни основан на реальных событиях. Во время службы в газете 2-го Белорусского фронта поэт Михаил Матусовский услышал историю о бое у деревни Рубеженка Калужской области. 13-14 сентября 1943 г. 18 солдат 139-й стрелковой дивизии в течение ночи успешно сдерживали натиск превосходящих немецких сил (около 500 солдат при поддержке танков, артиллерии и авиации). К утру из состава группы в живых осталось только двое.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Песня была написана для кинофильма "Тишина" (1963 г.) режиссера Владимира Басова.
Такой была для наших дедов та война. Сколько было таких безымянных высот и сколько безымянных героев, защищавших Родину до последнего.
Песня Последний бой из кинофильма «Освобождение» -
слова и музыка Михаила Ножкина.
Толчком к написанию песни послужили воспоминания самого артиста.
Будучи маленьким мальчиком, он практически жил во дворе госпиталя, там работала его мама.
Вспоминая израненных солдат в окровавленных бинтах, актер рассказывал: «…люди говорили о чем угодно, только не о войне.».
Строки этого произведения олицетворяют внутреннюю силу русского человека, способного видеть «свет во тьме», улыбаться сквозь боль, с высоко поднятой головой встречать поражение и переживать смерть близких людей, при этом не теряя надежды на лучшее будущее и уверенность в завтрашнем дне.
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Ещё немного, ещё чуть-чуть.
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!
Любовь к Родине, к своим родным и близким — вот та сила, что держала солдат на плаву; что поддерживала в них страсть к жизни и желание победить; что дарила им бесценные воспоминания даже во времена страшнейших и ужаснейших событий.
Даже в военные годы не покидала наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале. Познакомьте своего ребенка с военными частушками.
Эти частушки были придуманы народом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
Частушки о проводах на фронт, частушки о Гитлере, частушки военные про немцев, частушки про партизан на войне, частушки о потере близких на войне (и боль сердечную выплакивали надрывно в частушках, военные частушки о победе :
Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.
Вьётся по ветру рябинушка
До самого ствола.
Партизанская дубинушка
Фашистам тяжела.
К нам на славный русский лес
Не однажды Гитлер лез,
Но наткнулся на порог –
Одолеть его не смог!
Частушки были беспроводным телеграфом, в них выплескивались все чувства – и помогали выстоять в тяжелой борьбе.
«Песенка фронтового шофера» - залихватская песня фронтового шофёра была сочинена уже после войны — в 1946 году. Музыку написал Борис Мокроусов, а слова — Наум Лабковский и Борис Ласкин.
«Песенка фронтового шофера» получилась такой жизнеутверждающей и жизнелюбивой:
“Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая!
«А помирать нам рановато!
Есть у нас еще дома дела!»
прекрасно отображала характер бесстрашного военного шофёра.
Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине.
Автор песни – участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Соломонович Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.
. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. «Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь,– мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
Увиденная картина настолько поразила и восхитила Цезаря Самойловича, что он в этот же день, возвращаясь самолетом в Москву, написал чудесные стихи, прославляющие храбрость и отвагу казаков.
Именно благодаря коням данная картина приобрела четкое символическое наполнение: казачья колонна стала олицетворением добра и мира, защиты и спокойствия.
И, конечно, гимном Победы без преувеличения можно назвать песню «День Победы».
Возникает ощущение, что эта песня существует с того самого дня, 9 мая 1945 года. Но на самом деле это произведение было создано гораздо позже, в 1975 году, к празднику 30-летия Победы. Песня настолько органично передаёт чувства ветеранов войны, что без неё не обошлось ни одно празднование в честь Победы.
Автор слов – поэт Владимир Харитонов. Он прошёл всю войну, и стихи, написанные им, отражают его личный опыт и чувства. По его словам, он пытался вместить в стихотворение всю радость, боль утрат, гордость за свою страну.
Тема Великой Отечественной войны волновала души людей, которые пережили это тяжелое время, выплескивали свои воспоминания, переживания в музыке, в песнях.
Каждый год 9 мая как реквием всем погибшим и не вернувшимся с поля боя звучит песня «Журавли» – эмблема неугасающей Памяти и вечной благодарности от нас, живых. поэт Расул Гамзатов, композитор Ян Френкель.
Песня, как верный друг, не покидала фронтовика, она шла с ним в бой, помогала громить немецких захватчиков.
Хорошая песня всегда была верным спутником бойца и в короткие минуты отдыха, когда он вспоминал родных и близких. Она приносила утешение и согревала сердце. Песни были самые разные: нежные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, другие были окрашены юмором. Но все они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.
Песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, отражают исторические события того времени и сами являются частью нашей истории.
Военные песни, глубокие и вечные, будут живы всегда, пока жива память о тех, кто ценой своих жизней даровал мир и возможность счастливого будущего всем поколениям – нынешним и грядущим.
И в наши дни эта тема не теряет своей актуальности. Взращиваются новые поколения, которым необходимо передать исторический опыт, ценности нашего народа.
Видео: https://www.youtube.com/embed/Bf4L3LlTZx0