Елена Андреева
Консультация для родителей «Пальчики помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчики помогают говорить
О мелкой моторике и ее тесной связи с развитием речи ребенка сказано немало. И это не случайно. Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную утомленность. Они способны улучшить произношение звуков, а значит – развить речь ребёнка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации двигательных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речи. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук также развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. Особенно полезно, когда выполнение пальчиковых игр сопровождается чтением соответствующих детских стихов или потешек.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ниже приводятся примеры игр с пальчиками, которые родители и могут использовать в своих занятиях по развитию детей.
Младшая группа
Малышу исполнился 1 год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. Д.).
В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц; завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки); переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку ребенка, развиваются его тактильные ощущения.
Далее предложены упражнения и игры для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.
1. «Шалун»
(чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
2. «Белочка» (по мотивам народной песенки)
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
3. «Детки»
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
4. «По грибы» (потешка)
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
5. «Пальчики»
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца (или с большого – в зависимости от содержания потешки, затем сгибать их в том же порядке)
1) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
2) Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
3) Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
4) Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: "Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!"
5) Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий -
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
6. «Осенние листья»
(загибать пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать.
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
7. «Есть игрушки у меня»
(хлопать в ладоши)
Есть игрушки у меня:
(загибать поочерёдно пальчики)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
8. «Пастушок»
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
(хлопки в ладоши)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток кашей кормить.
Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
Когда ребенку исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендуется использовать пальчиковые фигурки с изображением животных, птиц, предметов. Все фигурки – с небольшим стихотворным сопровождением.
Средняя группа
В возрасте 3-4 лет желательно выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно в течение 3-5 минут. Занятия начинаются с массажа, который дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендуется выполнять следующие упражнения:
1. «Гномики-прачки»
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)
Токи, Пики, Лики,
Чикки, Микки.
(трут кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)
Токи - рубашки,
Пики - платочки,
Лики - штанишки,
Чикки - носочки,
Микки умница был,
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)
Всем водичку носил.
2. «Помощники»
Раз, два, три, четыре
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(дети сжимают и разжимают кулачки)
(трут одной ладошкой о другую)
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
(опять трут одной ладошкой о другую)
(загибают пальчики, начиная с мизинца)
(сжимают и разжимают кулачки)
3. «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
(опять «варят» и «мешают»)
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
1. «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
2. «Мизинчик»
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)
3. «Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый «цветок»)
4. «Бабочка» (народная потешка)
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые – «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)
5. «Птички»
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
6. «Птенчики в гнезде»
Улетела птица- мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)
7. «Крючочки»
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)
8. «Ладонь-Кулак»
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, а то - кулак.
(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция «кулак»- «кулак»}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция «рука» - «кулак»}; для усложнения увеличить темп движения)
9. «Крестики и нолики»
У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите - научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: «крестики» - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; «нолики» - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.
10. "Качели"
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту.