Санникова Наталья Алексеевна
Консультация для родителей «Особенности общения с обидчивыми детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители!
В сегодняшней встрече мне хотелось бы затронуть тему обидчивых детей, и поговорить с вами о том, как общаться с такими детьми.
Давайте начнем с основных понятий. Что же такое обида?
Обида — это эмоциональная реакция человека, если он воспринимает нечто как несправедливость по отношению к себе, а также переживание, связанное с игнорированием или отвержением.
А теперь давайте рассмотрим понятие обидчивости у детей.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности общения с обидчивыми детьми“» размещена в разделах
Обидчивость ребенка — это свидетельство о том, насколько он раним и уязвим в той или иной области представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.).
Стоит различать обиду и обидчивость. Обида - закономерная и временная реакция человека, а обидчивость устойчивая черта личности. Закономерным следствием этой черты является многократное проявление обиды. Обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много. Исходя из этого, следует то, что плюсов в обидчивости нет, ведь излишняя обидчивость мешает как самому ребенку, так и всему окружению, тем самым из-за непрощенных обид разрушается дружба, происходит накопление как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируется личность человека.
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой - дети отказываются от общения с обидчиком : молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является спецификой данного феномена, которая явно отличает его от агрессивных форм поведения.
Таким образом, мы познакомились с понятиями обиды и обидчивости, узнали, что обида — это временная реакция человека, а обидчивость - устойчивая черта личности, и плюсов в обидчивости нет. А также поговорили о проявлениях обидчивости у детей, что с одной стороны такие дети всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны - отвергают все попытки к общению и примирению со стороны окружающих.
Но мы поговорили только об понятиях и их различиях. И, чтобы ответить на все вопросы, мы поговорим теперь о видах обидчивости, какие же они бывают?
В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться (отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания»).
Нужно различать адекватный (непараноидальный) и неадекватный повод, а также демонстрационный повод для проявления обиды.
Адекватным (непараноидальным) можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Кроме того, более обоснованной можно считать обиду со стороны значимого человека. Ведь чем больше другой человек является значимым, тем больше можно рассчитывать на его признание и внимание.
Адекватный повод, в котором партнер вовсе не демонстрирует неуважение или отвержение, можно считать неадекватным для обиды на другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.
А демонстрационная обида проявляется в виде того, что обиженный ребенок стремиться вызвать чувство вины у обидчика с тем, чтобы заставить его искупить эту вину, манипулирует им.
Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду.
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.
Итак, подведем итог, выделяют следующие виды обидчивости : адекватная обида имеет адекватный повод для проявления (обидчик осознанно проявляет неуважение и отвержение, неадекватная обида - неадекватный повод для проявления (человек приписывает другим неуважительное уважение к себе; реакция проявляется на вымышленные неоправданные ожидания, на то, чего на самом деле нет) и демонстративная обида имеет демонстративный повод для проявления (обиженный ребенок стремиться вызвать чувство вины у обидчика с тем, чтобы заставить его искупить эту вину, манипулирует им).
Таким образом, мы осветили виды проявления обидчивости у детей. Для того, чтобы узнать откуда появляется обидчивость, давайте поговорим теперь о причинах появления обидчивости.
Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность.
Причины возникновения обиды у детей :
• Игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли);
• Отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки отказывают в угощении или подарке);
• Неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);
• Успех и превосходство других, отсутствие похвалы. В этих случаях малыши чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Все дети иногда обижаются. Это не страшно, так как обида - всего лишь временное нарушение общения. Другое дело - обидчивость, ребенок демонстрирует привычную реакцию, когда обида возникает в ситуации нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них.
Существуют и такие причины обидчивости детей :
• Несоответствие ожиданий ребенка и реальной ситуации;
• Непринятие особенностей малыша взрослыми;
• Гиперопека;
• Демонстрация обиды кем-то из членов семьи может копироваться ребенком в схожих ситуациях.
Таким образом, мы выяснили причины возникновения обиды у детей, что они бывают такие как: игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров, отказ в чем-то нужном и желанном и неуважительное отношение со стороны других. А также поговорили о причинах появления обидчивости у детей, как черты личности ребенка, они бывают такими как: несоответствие ожиданий ребенка и реальной ситуации, непринятие особенностей малыша взрослыми, гиперопека и демонстрация обиды кем-то из членов семьи может копироваться ребенком в схожих ситуациях.
Переходим теперь к направлениям работы с обидчивыми детьми.
Существует 5 направлений работы с обидчивыми детьми :
1. Учить ребенка понимать свое состояние, свои эмоции, а также понимать тщетность (напрасность) обиды;
2. Развитие эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека).
3. Работа над самооценкой, развитие адекватной самооценки.
4. Обучение правильному общению, взаимодействию со сверстниками.
5. Работа со взрослыми по изменению отношения с ребенком.
Таким образом, мы рассмотрели направления работы с обидчивыми детьми являются следующие это - научить ребенка понимать свое состояние, свои эмоции, развивать эмпатию, работать над самооценкой и над адекватной самооценкой, обучать правильному взаимодействию со сверстниками и также работа со взрослыми.
Наше выступление подходит к концу, мы выяснили, что же такое обида и обидчивость, что обида — это неизбежная реакция человека, а обидчивость - устойчивая черта личности, и плюсов в обидчивости нет. А также поговорили о проявлениях обидчивости у детей, что с одной стороны такие дети всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны - отвергают все попытки к общению и примирению со стороны окружающих. Также мы ознакомились с видами обиды, давайте вспомним их, что они бывают, такими как: адекватная обида (обидчик осознанно проявляет неуважение и отвержение, неадекватная обида (человек приписывает другим неуважительное уважение к себе; реакция проявляется на вымышленные неоправданные ожидания, на то, чего на самом деле нет) и демонстративная обида (обиженный ребенок стремиться вызвать чувство вины у обидчика с тем, чтобы заставить его искупить эту вину, манипулирует им). Поговорили о причинах возникновения обиды и обидчивости у детей, что причинами возникновения обиды может служить - игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров, отказ в чем-то нужном и желанном и неуважительное отношение со стороны других, а причины возникновения обидчивости — это несоответствие ожиданий ребенка и реальной ситуации, непринятие особенностей малыша
взрослыми, гиперопека и демонстрация обиды кем-то из членов семьи может копироваться ре-венком в схожих ситуациях. Ну и, конечно, выявили направления работы с обидчивыми детьми, такие как: научить ребенка понимать свое состояние, свои эмоции, развивать эмпатию, работать нал самооценкой и над адекватной самооценкой, обучать правильному взаимодействию со сверстниками и также работа со взрослыми.
Думаю, что наша консультация была для вас полезной и мы многое возьмем с вами на заметку.
Спасибо за внимание!