Ирина Иванова
Консультация для родителей «Обучение через творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
"ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО",
Муз. рук. Иванова И. М.
МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок», г. - к. Железноводск
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Детские годы являются решающими в музыкальном и эстетическом развитии ребенка.
Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение через творчество“» размещена в разделах
В современной дошкольной педагогике большое внимание уделяется развитию детского творчества, которое играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии художественных способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение.
Развитие творчества дошкольников осуществляется в разных видах музыкальной деятельности (певческой, музыкально-игровой, танцевальной, в игре на детских музыкальных инструментах).
Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений.
Взаимосвязь процесса творчества с процессом обучения детей является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие детей.
Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Таким образом, творческие и обучающие задания чередуются, взаимно обогащая друг друга.
Обучение детей в детском саду осуществляется на музыкальных, индивидуальных, групповых занятиях.
Творческие способности детей начинаем развивать с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для них творческие задания, эта работа носит подготовительный характер, формирует у детей образное начало.
Элементарные творческие проявления у детей продолжают накапливаться в средних группах, а в старшем возрасте творческая активность детей увеличивается, совершенствуется на более высоком уровне.
Процесс музыкального творчества носит личностный характер.
Как музыкальные исполнительские, так и творческие способности у детей проявляются по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей.
Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому каждому ребенку надо создать наилучшие условия для самовыражения, вовремя поддержать неуверенных в себе детей, подбодрить их. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Активная творческая деятельность обладает большим потенциалом, психологического, социального воздействия, доставляет детям особое удовольствие, усиливает их эмоциональную отзывчивость, оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать.
Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается мерцающий танец звезд, колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья…Фантазия и воображение детей могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» - такие пьесы увлекают не только малышей. Основная мотивация деятельности детей – это получение удовольствия, игра, интерес к новому.
Дети старшего возраста с интересом импровизируют, выполняют следующие творческие задания : озвучивают явления природы, озвучивают стихи и сказки, озвучивают рассказы по картинкам, сочиняют свои танцы, колыбельные, марши и т. д.
В работе с детьми используются детские шумовые и ударные инструменты. Мелодические ударные (ксилофоны, металлофоны) включаются эпизодически и элементарно. Все это дает возможность детям во время инструментальной игры импровизировать, фантазировать, дети учатся творить, используя для этого разные звуки.
Степень воздействия музыки на личность ребенка и приобщение его к музыкальной культуре зависит от влияния семьи.
Лучшие условия для развития и воспитания ребенка с раннего возраста, в том числе и музыкального воспитания, создаются в семье.
Хорошо, если родители интересуются музыкальными успехами своих детей, приобретают для домашнего музицирования детские музыкальные инструменты, записи «детских песен», «классику для детей».
Сегодня можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание, развитие природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.