Анастасия Рафальская
Консультация для родителей «О пользе скороговорок»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил красиво, понятно,
чётко. Как этого можно добиться? Бывает, что ребёнок выговаривает все
звуки, но речь вялая, не чёткая. Исправить это можно, используя один из
способов – скороговорки!
Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль
о том, что «скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан
народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки
движений речеобразующего органа, который был бы способен
Публикация «Консультация для родителей „О пользе скороговорок“» размещена в разделах
воспроизводить все звуки родного языка» (Максаков А. И.).
Скороговорки – это небольшой по объёму речевой материал, специально
построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего,
насыщенный одинаковыми звуками. Маленькие, коротенькие рифмованные
фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и
грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают
словарный запас. Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало
употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас
всей семьи.
В озере Плещеевом лещи плещутся, щуки щурятся.
А знаете ли Вы, что Плещееву озеру, расположенному в Ярославской
области, около 30 тысяч лет, и поймать здесь действительно можно и щук, и
лещей, и карасей.
По Нилу плыла пила, под пальмой она спала.
Объясните ребё нку: «Нил – крупная река в Африке». Спросите: «А что за
пила в этой реке плывёт?»
Эта скороговорка – загадка! Наверное, ребёнок догадался, что пила – это
крокодил.
Как правильно разучивать скороговорки?
Начинайте с самых простых и лёгких скороговорок. При этом дети
могут «отхлопывать», «отстукивать» ритм кулачком, ладошками. Всё это
должно проходить в форме игры.
Подбирайте такие скороговорки, в которых Ваш ребёнок может
произносить все звуки.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко,
разбивая на слоги. Нужно правильно её выучить. При этом надо обращать
внимание на произношение всех звуков. Так же надо разобрать смысл всех
слов.
Когда ребёнок скороговорку выучит, и будет произносить правильно,
надо проговаривать её без голоса – работают только губы, язык и зубы.
Далее проговариваем скороговорку шёпотом, но чётко.
Затем произнесите текст в слух, но медленно. Слитно, всю фразу
целиком, без ошибок, и не торопясь. Можно произнести её с разной
интонацией: вопросительно, грустно и радостно, напевая, разными голосами.
Как можно обыграть скороговорку : «Мам, мёду б нам».
- Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата
проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам».
А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает
варианты интонаций). Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй,
приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь,
какая интонация понравитсямаме-медведице? Изобрази её ещё раз.
Только после этого убыстряем темп от быстрого до очень быстрого.
Постарайтесь придать занятиям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто
быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по
губам, при этом «говорящий» будет показывать только артикуляцию, как в
немом кино.
Предлагаю несколько скороговорок для заучивания.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Иней лёг на ветки ели, иглы за ночьпобелели.
Попросил цыплёнок цаплю нацедить водицы каплю.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткач ткёт ткани на платье Тане.
Палкой Саша шишки сшиб.
Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов.
Везёт Сенька Санькус Сонькой на санках.
Желаю удачи в воспитании и развитии детей!