Зоя Анатольевна Коноводова
Консультация для родителей «О детском (подростковом) одиночестве»
▼ Скачать + Заказать документы
О ДЕТСКОМ (ПОДРОСТКОВОМ) ОДИНОЧЕСТВЕ
Педагог-психолог Коноводова З. А.
За последние 10 лет число самоубийств среди подростков в России выросло в 3 раза.
В Интернете существуют клубы самоубийц для подростков, в которых «бывалые» суицидники советуют новичкам, как им сподручнее «отправиться на тот свет».
Именно так решается проблема одиночества подростков ими самими, если взрослые вовремя не понимают, что происходит что-то серьёзное. Откуда она берётся? Что представляет собой одиночество?
Публикация «Консультация для родителей „О детском (подростковом) одиночестве“» размещена в разделах
В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество : беда или счастье, норма или патология. Ученые рассматривают одиночество по-разному : для одних одиночество — результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы. Однако общим в различных подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей.
Наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано с переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
К тому же переориентация общения со взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.
Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А. В. Мудрик, Дж. Р. Олди и др., резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.
Среди причин одиночества исследователи называют безответную любовь, конфликты в школе и семье, необъяснимый страх перед будущим, низкую самооценку, излишнюю самокритичность, застенчивость, неумение общаться, негативное самовосприятие, т. е. почти все самые сложные проблемы подросткового возраста.
Второй причиной того, что возникает проблема одиночества подростков, являются, по их мнению, эгоизм и самовлюблённость, т. е. здесь ситуация наоборот – личность отвергает общество.
Последствиями замкнутости и одиночества могут быть наркомания, алкоголизм, депрессия и игромания.
Интересно также, что думают сами подростки об одиночестве, его причинах и проявлениях?
Для решения этого вопроса в апреле 2012 года на базе средней общеобразовательной школы № 160 г. Москвы было проведено анкетирование учащихся 8–9-х классов, в ходе которого было опрошено 60 подростков.
Для опроса использовалась специально разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов (закрытого и открытого типа, направленных на выявление представлений подростков как об одиночестве и их отношении к этой проблеме, так и о себе и своих взаимоотношениях со сверстниками.
Исследователи выделили ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества.
Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т. п.
С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей, так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т. п.). Как причина одиночества они были названы 20% подростков. Около 13% видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 10% анкет.
Отсутствие круга общения, близких друзей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13% подростков. На усталость от общения указано в 17% анкет.
Хотя большинство опрошенных (60%) сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (56,7%) чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80%) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
В двух анкетах назывались и такие причины одиночества, как употребление наркотиков, глупость. И около 17% затруднились назвать причины, по которым подросток может стать одиноким.
В целом, исходя из полученных ответов, можно предположить, что в основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.
В анкете подросткам также предлагалось описать одинокого сверстника. Получился такой портрет: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26%). Еще часть (20%) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13%) полагают, что одинокий человек — это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит и от которого все отвернулись. 16,7% затруднились ответить на этот вопрос.
В анкетах встречались и такие варианты, как неудачник, нервный, не такой как все, романтик, глупый, а также «похожий на меня». Необходимо отметить, что данные подростками описания во многом совпадают с характеристиками, выделенными в научной литературе по проблеме одиночества. Правда, подростки не употребляли таких слов, как депрессия, повышенная тревожность, самоуничижение и пассивность.
Таким образом, анализируя представления подростков об одиночестве, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, для подростков в возрасте 13–14 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.
Получается, что во взгляде подростков на одиночество существует та же полярность, что и в психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это собственный выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это — несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.
Кроме того, подросток считает, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в его неумении общаться.
Способы преодоления одиночества
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золой середины», т. е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.
Таким видом помощи может стать психологическая поддержка юного поколения. «Одиночество существует только в одиночестве. Разделенное одиночество умирает», - как справедливо заметил И. Ялом в своей книге «Когда Ницше плакал». Разделить одиночество означает : выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства; преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.
Решение проблемы одиночества также заключается и в улучшении взаимопонимания со сверстниками и в семье. Это зависит в большей степени от взрослых: ребёнка нужно любить, интересоваться его делами, оказывать помощь в решении проблем. Даже если последнее взрослые делают не совсем верно, с точки зрения педагогики, психологии подростка, или ваши советы кажутся ребёнку «устаревшими, несовременными», то он всё равно ощущает себя нужным, и одиночество ему не грозит.
Научить подростка позитивному мышлению, адекватной самооценке и реальной критической оценке собственных действий также будет способствовать «излечению» от одиночества. Здесь поможет приём самоиронии и юмор, если вы научите ребёнка смеяться над некоторыми своими поступками, то считайте, что с задачей справились. Здесь есть одна тонкость: не смейтесь сами, пока этого не сделает он. Иронизируйте, рассказывайте смешные истории из жизни, в которых вы «садились в калошу», говорите ему, что страшных последствий это не имело, наоборот, вы чему-то научились, и подросток постепенно научится переносить это на себя.
Если проблема одиночества подростков заключается в неумении общаться, то они не поняли смысла мультика про енота: «От улыбки станет всем светлей…». Вы не поверите, сколько сложностей исчезнет из жизни подростка, если он научится улыбаться окружающим его людям. Это будет располагать к нему гораздо больше, чем любые слова.
Способы преодоления одиночества, предлагаемые старшеклассниками и взрослыми:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т. п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.