Бухаева Елена Виссарионовна
Консультация для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста следует начинать обучение этикету?
Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения. Многие дети дошкольного возраста не хотят идти в детский сад, так как не умеют наладить отношения с другими детьми - не желают делиться с игрушками, отнимают их у других детей и бьют всех, кто пытается им противостоять. Им не нравится, что воспитатели запрещают им громко кричать, бегать и заставляют выполнять их требования. Причина этого в том, что современные родители много внимания уделяют тому, как их ребенок одет, накормлен и материально обеспечен, а вот научить их как себя вести считают не так важным. По их мнению, маленькие дети не обязаны соблюдать этикет. "Это же ребенок" - вот главное оправдание для родителей, когда их чадо что-нибудь натворило.
Публикация «Консультация для родителей „Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники“» размещена в разделах
Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т. д.
Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.
Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. В 4-5 лет детей продолжают учить сохранять правильную позу во время еды. Совершенствуется умение детей пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой. Дети учатся способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы («Подай (подайте, пожалуйста»; «Будь добр (будьте добры, передай пожалуйста»; «Спасибо», «Пожалуйста», «Благодарю»). Продолжается знакомство детей с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, сосиски, омлет, пирожки и др.). Расширяются знания детей о сервировке стола (завтрак, обед) и столовых приборах (суповая тарелка, нож, чайная ложка). Формируется эстетическое отношение к сервировке стола, дети упражняются в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т. д.).
Ознакомление с речевым этикетом малышей раннего возраста начинается со знакомства с "волшебными" словами, спасибо; пожалуйста, здравствуйте; доброе утро; приятных слов, детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако ребенок должен их слышать, т. к. слыша эти слова, ребенок учиться понимать их смысл, что в будущем ему обязательно пригодится.
В этом же возрасте в детском саду учат ребенка не обижаться по пустякам, не обижать сверстников, не отбирать игрушки. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе).
В 4-5 лет закрепляются навыки приветствия при встрече знакомых, прощания при расставании; дети учатся самостоятельно без напоминания применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините», благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т. д.
Договариваться между собой, обращаться к взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей; не ябедничать; в случае проступка просить прощения, сдерживать свои отрицательные эмоции.
Разговаривая с собеседником, смотреть на него, не перебивать чужой разговор; задавать вопросы в конце беседы. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, могут сделать ему замечание.
Узнают о том, что в разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.
Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Первые уроки основ этикета малыш получает дома.
Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности.
Способы воспитания вежливости