Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по «организации развивающей среды в
семье для познавательной активности детей»
Источником воспитания ребнка является семья. Значение семьи в
воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение
значительной части своей жизни.
Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдт ли
потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
развития познавательной активности определяется индивидуально-
психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный
источник познавательной активности дошкольника – опыт его
творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и
умений.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже
развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении
с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений,
мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая
организация деятельности ребнка, во время которой он может решать
поставленное задание различными способами, каждый из которых
является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях
ребнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как
удачное или нет.
Необходимо знать основные принципы построения общения с
детьми:
- Любознательные дети растут у любознательных родителей.
Открывайте мир вместе с вашим ребнком.
- Говорите с ребнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои
суждения.
- Задавайте ребнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребнка и никогда
не смейтесь над ними.
- По возможности путешествуйте с ребнком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не
отправляйте ребнка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребнком в музеи. - Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность
ребнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте
условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребнком.
В развивающую (домашнюю) среду можно включить:
-измерительные приборы и инструменты: весы разного вида,
термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны
быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и
природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- былины, мифы, легенды;
-часы настенные и календарь;
-настольно-печатные игры – лото, пазлы;
-настольные игры – домино, шашки, шахматы;
-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и
карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в
клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны
школьника.
Организация интересной совместной деятельности способствует
установлению более продуктивных контактов между родителями и
детьми, дат возможность выработать новые формы и иные нормы
совместных действий, а также критически оценить собственный стиль
взаимодействия с ребнком. Сотрудничество сплачивает семью. Рекомендуем провести дома с детьми:
Эксперименты, которые семья ребнка дошкольного возраста может
проводить в домашних условиях.
Волшебные краски (от 3 до 7 лет)
На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать
можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте
пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос:
«Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».
Важно отметить, что природа дат нам разные натуральные краски.
Если вы предложите ребнку листы плотной бумаги, тртую свеклу,
морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок
(клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность
оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени,
проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти
натуральные краски.
Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего
проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной
глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой
песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из
песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них
посуду и высушив ее.
Песочные часы
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как
пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность
минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка,
сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны
разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок.
Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время
как вода".
Музыкальные бутылочки (от 3 до 5 лет)
Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального
эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой.
Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от
производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления.
Если вы предложите ребнку несколько одинаковых бутылок,
поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится
возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь,
ребнок постигает различную высоту звуков в соответствии с
наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление,
воображение, интерес к исследованиям.
Реактивный шарик
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить
внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают
вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше
надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в
противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип
используется в реактивных двигателях.
Свеча в банке
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не
прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми
проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать
до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что
для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой
газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Почему не выливается?
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды.
Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан
водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая
ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка
не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана,
когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает
лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное
давление).
Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)
Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте
немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с
противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять.
Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана
взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю
последующую работу ребнок выполняет самостоятельно. Пусть он
смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо
пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине
отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через
несколько дней у картофелины появятся зелные «волосики», и ребнок
может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась
рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием
семян ребнок тренирует ещ и глазомер, совместно с родителями или
самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие
выводы.
Опыт:Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.
Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:
- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)
- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при
нагревании превратилась в пар.)
Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром,
выключите чайник.
- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было
чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять
превратился в воду.)
Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день
Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в
чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги
поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они
образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.
Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и
в творческой деятельности детей.
Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и
пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.
Успехов вам и вашим детям!