Галина Сибгатуллина
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ : «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ»
ПЛАН 1. За неделю до консультации оформить стенд с подборкой детских вопросов : «О чём спрашивают наши дети?»
2. Задание родителям : понаблюдайте в выходной день за ребёнком и запишите вопросы, с которыми он обращался к членам семьи.
3. Вопросы для размышления родителям (ориентировочные). А) Как в вашей семье относятся к вопросам детей?
Темочки:
Б) Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них способствуют развитию ребёнка?
В) О чём спрашивает ваш ребёнок?
Г) Можно ли по вопросам ребёнка судить о его любознательности, интересах?
Д) К кому из членов вашей семьи ребёнок обращается чаще всего и почему?
Е) Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик?
Ж) Что вы предпринимаете для решения затруднения?
З) Ответы на какие вопросы не вызывают у вас затруднения?
И) Всегда ли ребёнок удовлетворён вашим ответом на свой вопрос?
4. В начале консультации дать прослушать родителям детские вопросы, записанные в группе детского сада на видео.
5. Предложить родителям зачитать собранные ими вопросы и проанализировать.
Часто ребёнок задаёт вопрос, чтобы привлечь внимание взрослого к своим детским переживаниям, чтобы установить с ним контакт. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых – важно понять, что взволновало ребёнка в его переживаниях, успокоить. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, опыта, стремятся их восполнить, уточнить, приобрести новые. Иногда вопросы детей являются результатом собственных рассуждений. Например – почему говорят, что Земля вертится, а я этого не чувствую? Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на усвоение связей отношений между предметами и явлениями действительности систематизацию своих впечатлений нахождению в них аналогии общего и различного. Вопросы усложняются. В них становится много – зачем и почему. Например, почему сеют одно зёрнышко, а вырастает целый колос или – отчего движутся облака. В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов, о каком либо предмете или явлении. Например – какие бывают молнии и почему они разные.
Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5 и 5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? Одни педагоги считают, что к старшему дошкольному возрасту у ребёнка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад детских вопросов связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников. Взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов, («помолчи ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь» или «надоели твои вопросы» - может слышать ребёнок от взрослого). В результате у ребёнка развивается предубеждение - если спрашиваешь, тебя считают маленьким и глупым.
Спросить родителей, какую точку зрения разделяют они? Попросить обосновать свою точку зрения.
Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её и правильно относиться к вопросам ребёнка. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них, внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том или ином предмете, явлении о котором он спрашивает. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, потому что как писал В. А. Сухомлинский – «Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и пробудить в нем интерес к дальнейшим размышлениям и наблюдениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка. Отвечая на его вопрос, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям. Вовлекайте ребёнка в наблюдения окружающей жизни, почитайте ему книгу, посмотрите вместе иллюстрации. Обращаясь вместе с ребёнком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребёнок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение. Если ответы на вопросы ребё нка требуют сообщения сложных недоступных пониманию дошкольника знаний не бойтесь ему сказать: «пока мал и не сможешь многое понять». Будешь учиться в школе, многое узнаешь и сам ответишь на свой вопрос.
Умение толково ответить на вопрос ребёнка большое искусство. Овладеть таким искусством посильная задача для родителей и воспитателей. Дошкольник задаёт вопрос не всякому, а только тому, кто завоевал его доверие. Поэтому воспитывая и обучая ребёнка, воспитываемся и обучаемся сами.