Ирина Клепикова
Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Взросление детей происходит с нескончаемой скоростью. И вот ваш ребенок, кажется, только вчера был маленьким младенцем, а теперь уже становится большим и готовится к школьной жизни. Многих родителей появление в школе вызывает тревогу и беспокойство. И это совсем неудивительно, ведь поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка, когда меняется его образ жизни и он получает новое положение в обществе. Теперь учеба становится главным аспектом его жизни — он отвечает за нее перед учителями, школой и своей семьей. Поглощение знаний становится его главной целью.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли Ваш ребенок к школе“» размещена в разделах
Что следует учитывать в подготовке ребенка к школе?
Подготовка к школе — это многофакторный процесс. Стоит отметить, что начинать заниматься с детьми следует с самого раннего детского возраста, и не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности — в играх, труде, взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные аспекты готовности к школе. В первую очередь, важна психологическая готовность ребенка. В момент поступления в школу у ребенка уже должны быть сформированы психологические черты, характерные для школьников. В дошкольном возрасте развиваются только потенциальные возможности ребенка, необходимые для приспособления к школе и начала систематического обучения. Среди этих предпосылок можно отметить желание стать школьником, готовность к серьезной деятельности и учебе. Очень многие дети испытывают такое желание к концу дошкольного возраста. Оно связано с психологическим кризисом развития, когда ребенок осознает, что его текущее положение не соответствует его возросшим возможностям и перестает удовлетворяться игрой. Для него школа становится новым ступенем взросления, а учеба — важным делом, к которому он относится с уважением.
Тем не менее, весь интерес ребенка к школе не сводится только к возможности учиться. Для дошкольников также притягательны внешние атрибуты школьной жизни : звонки, переменки, отметки, возможность сидеть за партой, носить портфель и так далее. Этот интерес также важен, поскольку в нем заключается стремление ребенка изменить свое положение в обществе и стать одним из школьников.
Важным аспектом психологической готовности ребенка к школе является уровень его волевого развития. Ученику приходится использовать волевое внимание и память, так как в учении присутствуют и обязательные, порой скучные, моменты. Развитие произвольной познавательной деятельности начинается в старшем дошкольном возрасте, однако оно еще не достигает полного развития к моменту поступления в школу. У ребенка может быть затруднение в сохранении устойчивого внимания, запоминании большого объема материала и других аспектах.
Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?
Важно отметить, что в психологической готовности ребенка к школе имеют значение нравственно-волевые качества, такие как настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность и дисциплинированность. От этих качеств зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба для него станет тяжелым бременем. Дети, не обладающие этими качествами, могут быть несобранными на занятиях, не стремиться учиться и осваивать новые знания. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу, потому что ему надоело учиться.
Подготовка к школе также предполагает наличие необходимого уровня умственного развития у ребенка. Ребенок должен иметь определенный запас знаний. Однако важно понимать, что количество знаний или навыков не является показателем развития. Школа ожидает не только образованности, но и психологической готовности ребенка к учебе. Гораздо важнее, каким образом ребенок может использовать свои знания и применять их для решения задач. Некоторые родители радуются, когда их ребенок запомнил текст стихотворения или сказки. Это, конечно, замечательно, но умение понять текст и пересказать его без искажения смысла и последовательности событий является более важным аспектом умственного развития.
Родители должны помнить, что количество знаний и навыков не является показателем развития. Чтобы успешно учиться в школе, дети должны быть психологически готовыми к учебному процессу. Необходимо не просто знать факты, но и уметь применять свои знания для решения задач. Запоминание текстов и чисел важно, но еще важнее понимание и пересказ информации без искажений. Родители должны помочь детям понять понятие числа и научить их простейшим арифметическим операциям. Частое использование калькулятора и компьютера не способствует развитию счетных навыков. Родители должны проводить с детьми наблюдения, беседы и стимулировать их интерес к окружающему миру. Важно развивать настойчивость, трудолюбие, мыслительные способности и наблюдательность у детей. Предоставлять детям возможность размышлять, исследовать и решать проблемные ситуации. Обсуждение прочитанных книг также способствует развитию мышления и восприятия смысла. Однако самой важной задачей является развитие грамотности и математических навыков. Умение правильно слышать звуки слов и понимать их состав влияет на уровень грамотности. Умение считать должно основываться на понимании принципов математики, а не на механическом запоминании. Наконец, развитие мелкой моторики и способности писать также является неотъемлемой частью подготовки к школе.
Проводите с ребенком наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
Особенную роль в подготовке ребенка к школе захватывает освоение определенными особыми познаниями а также умениями – грамотой, умением выстраивать порядок числового счета, заключением цифирных вопросов. Освоение грамотой, а также компонентами арифметики в дошкольном году способен воздействовать в благополучность школьного преподавания.
Немаловажно, для того чтобы дошкольник мог чувствовать звучания фразы, понимать ее структуру. Прочтение обязано являться неотделимым либо согласно слогам. Побуквенное прочтение сделает труднее службу педагога, таким образом равно как детей потребуется переучивать.
Один с основных вопросов подготовки ребенка к школе – формирование нужной с целью послания «ручной умелости» детей