Анна Мосейда
Консультация для родителей «Детские вопросы и как правильно на них ответить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Время вопросов» наступает, когда ребенку исполняется 3 года. Все, с этих пор можно сказать покою «до свидания» и начать готовить стопки энциклопедий для себя. В период до 5 лет кроха активно познает мир. И теперь, когда малыш уже умеет разговаривать, молчать он точно не будет — на вас посыплется буквально шквал вопросов.
Некоторые из вопросов, которые бесконечно задают дети, могут показаться глупыми (и что еще хуже — «каверзными») для взрослого. Казалось бы, некоторые вещи объяснить малышу просто нереально. Но нельзя игнорировать детские вопросы — непременно нужно найти ответ! Ребенок развивается и ему нужно больше информации о мире, в котором он живет — но он пока маленький, чтобы самостоятельно читать познавательные книги и искать ответы в интернете. А самые умные и авторитетные люди для малыша это, конечно, его родители — неудивительно, что с любой «проблемой» он обращается к папе и маме. И если на свои «а почему?» кроха не будет получать детальные ответы, у него может вообще пропасть познавательный интерес — нельзя этого допускать.
Публикация «Консультация для родителей „Детские вопросы и как правильно на них ответить“» размещена в разделах
Почему шуршит пакет? Почему звезды светятся? Почему солнце с неба не падает? Откуда дует ветер?. Наверное, все родители «вынуждены» рано или поздно искать ответы на многочисленные вопросы своего любознательного ребенка. И бесконечная череда этих «почему?» способна порой поставить в тупик взрослого человека с парой высших образований за плечами. Как отвечать на детские вопросы, чтобы не соврать и не «приукрасить» действительность, а наоборот — стимулировать познавательный интерес крохи?
Возраст «почемучек» - самый важный в жизни ребенка. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный интерес. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.
Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке").
Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.
Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос : «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого : “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.
Имеет смысл сказать после этого ребё нку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.
Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.
Требования к ответам :
· Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.
· Внимательно вслушайтесь в детский вопрос.
· Давайте краткие и доступные ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
· Ответ должен побудить ребенка к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
· Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос : "А ты как думаешь?"
· В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
· Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний не бойтесь ему сказать: "Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос".
· Краткость, ясность ответа, доступность пониманию ребенка - этим должен руководствоваться взрослый.
При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.