Папки-передвижки

Консультация для родителей «Леворукий ребенок в семье»

Светлана Бутова
Консультация для родителей «Леворукий ребенок в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Леворукий ребенок в семье»

Сейчас в мире более 30% людей — леворукие. И их количество постоянно увеличивается.

Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Родители ребенка воспринимают это как трагедию, аномалию в развитии и вопрос: «Мой ребенок левша. Что делать?» возникает все чаще.

Публикация «Консультация для родителей „Леворукий ребенок в семье“» размещена в разделах

Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании, перемещении предметов, рисовании и письме. Доминантными является не только рука, но и глаз, ухо, нога. Это связано с симметричным строением человека. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично, но в своих функциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.

Согласно современным представлениям причины леворукости могут быть разные. Леворукость может передаваться по наследству, но может наступить и спонтанно в раннем детстве. Причиной леворукости могут быть влияния на плод во время беременности или во время родов.

Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников. Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи.

При письме левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Они могут быть такими же ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, как это происходит и у всех других детей.

Преобладание одной из рук определяется к 4-5 годам. Становится понятно, правша ребёнок или левша. Но на этом формирование предпочтения руки ещё не заканчивается. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребёнка, по крайней мере, до 9-10 лет, а возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук.

Если в 4 года ребёнок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми.

Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса (стресса праворукой среды).

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие - от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

Леворукий ребёнок больше чем другие дети подвержен невротизации. У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают декстрастресс (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т. д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны, на праворуких людей.

При организации деятельности леворуких детей следует соблюдать особенности этих дошкольников и некоторые правила работы с ними. Так, должна выполняться правильная методика обучению письму, учитываться верная посадка ножницы леворукому ребёнку нужны другие.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д., а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для левшей трудна работа в больших группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, проявляются трудности при обучению письму. У них часто отмечаются зеркальное письмо (частота зеркального письма составляет 85%, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки, чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет.

Как показывает практика, у детей-левшей часто встречается нарушение чтения (дислексия). Оно не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Ребёнок с дислексией имеет нормальный интеллект. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ, не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

Ещё один важный момент. У ребёнка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функций центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего начинает, доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст 11-12 лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких людей периодически исчезает, сохраняясь лишь у леворуких.

Успешно адаптироваться к школе и избежать отрицательного влияния «праворукой» среды леворуким детям помогут единая тактика поведения воспитателей, специалистов и родителей детского сада и создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЁНКОМ-ЛЕВШОЙ»

• Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Объясняйте ему, что «леворуких» людей очень много, и это тоже разновидность нормы.

• Для леворукого ребёнка жёсткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.

Леворукость – достоинство ребёнка, его уникальность и неповторимость.

• Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

• Учитывая повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

• Создать для него благоприятный климат в семье.

• Не воевать с ним из-за частого упрямства. Постараться отвлечь какой-нибудь игрой.

• Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.

• Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

• Во время занятий за столами леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

• Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.

• Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди.

Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

• В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев – вправо).

У многих левшей возникают трудности с чтением: например, малыши начинают читать слово не с начала, а с конца. В этом случае можно в текстах или отдельных словах помечать ярким фломастером букву, с которой нужно начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксировать направление взгляда.

• Если ребёнок пишет печатные буквы зеркально, «в обратную сторону», предложите ему по готовому образцу конструировать буквы из разной длины палочек и верёвочек, а затем научите списывать буквы по пунктирным линиям со стрелками – откуда начинать и куда вести линию.

• Проговаривайте с ребё нком план написания буквы: сначала…затем… Обращайте его внимание на сходство и различие элементов буквы.

• Во время утренней зарядки старайтесь давать маленькому левше как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, - например имитация плавания «кролем».

Леворуким детям особенно полезны занятия, которые будут развивать их сноровку и умение ориентироваться во времени и пространстве. Постарайтесь увлечь ребёнка-левшу ритмикой, танцами, музыкой, у-шу, плаванием и теннисом.

Леворукость – не тот показатель особенности развития, на который следует обращать специальное внимание. Если ребёнок здоров, эмоционален, не скован, если у него развита координация движений и он работает непрерывно в течение 5-10 минут, то родители могут не беспокоиться.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁ НКА-ЛЕВШУ:

• Не пытаются скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном всё делая при помощи одной левой руки.

• Лишний раз подчеркивают всё это при знакомых или посторонних людях.

• Делают всё возможное, чтобы переучить ребёнка писать правой рукой и наказывают, когда он не поддается обучению.

• Стараются доводить его до слез и вызывают своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

• Стремятся довести его талант до совершенства, всё время предъявляя к нему завышенные требования.

• Создают такую обстановку для ребёнка в своей семье, чтобы его самооценка понижалась с каждым днём, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и ненужным.

• Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или синдрома заикания у малыша.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Мяч в семье» Инструктор ФК Орел М. В. МЯЧ - это рука ребенка, развитие ее напрямую связано с развитием интеллекта. МЯЧ - круглый, как Земля, и в этом.

Консультация для родителей «Единственный ребенок в семье» Это – важная педагогическая проблема воспитания ребенка, растущего в окружении взрослых. Нередко единственный ребенок, становясь предметом.

Консультация для родителей «Леворукий ребенок. Как развивать мелкую моторику» В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их.

Консультация для родителей «Леворукий ребёнок» Здравствуйте дорогие родители! В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть.

Леворукий ребенок. Что нужно знать родителям Если вы заметили, что ваш малыш – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы,.

Мастер-класс для родителей «Здоровый ребенок в здоровой семье» Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Д. Леббок Движение - кладовая жизни. Плутарх.

Памятка для родителей «Ребенок в семье» 1. Укрепляйте мир своей семьи добрыми мыслями, добрыми словами и только добрыми делами. 2. Надо быть всегда доброжелательным. Дружелюбие.

Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму» Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Тренинг для родителей средней группы «Счастливый ребенок в счастливой семье» Структура тренинга: 1. Вступительное слово. 2. Упражнение «Приветствие». 3. Разминка. Упражнение «Движение». 4. Мини-лекция «Семья». 5.

Консультация для родителей «Второй ребенок в семье: что важно знать?» Психология ребёнка — это то, что нужно учитывать при планировании расширения семьи в первую очередь. Чтобы ваши детки дружили и помогали.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Леворукий ребенок в семье»
Опубликовано: 20 июня 2019 в 08:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Леворукий ребенок в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД