Татьяна Пельтихина
Организация летнего отдыха в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наступило лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на природу, на море, на дачи. Но даже в летний период достаточно много детей остается в городе.
Если эти дети посещают ДОУ, то родители заинтересованы в том, чтобы их малыш не оставался без присмотра, а продолжал ходить в свой родной детский сад. Как правило, большинство садов в июне еще работает. В последние годы у родителей появилась возможность оставлять ребенка в детском саду и в июле—августе. Для этого пересматривается график отпусков сотрудников, заранее согласуются вопросы комплектования групп на летний период. Важное значение имеет и планирование мероприятий, проводимых с детьми. Перед администрацией ДОУ возникает целый ряд серьезных вопросов.
Публикация «Организация летнего отдыха в разновозрастной группе» размещена в разделах
Во-первых, в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду учебные занятия в летний период не проводятся, основной акцент делается на разнообразные досуговые мероприятия: детские праздники, экскурсии, спортивные игры и занятия, прогулки на свежем воздухе.
Во-вторых, наблюдается устойчивая административная тенденция к объединению детей различного возраста в единую разновозрастную группу, что значительно усложняет единовременное решение разнооб-разных педагогических задач в таком детском коллективе.
В-третьих, именно летом многие родители предпочитают начинать водить своего ребенка в детский сад, справедливо полагая, что в этот период заметно снижен риск простудных заболеваний, которые являйся настоящим бичом для неадаптированных «домашних» малышей.
Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода?
Прежде всего администрация детского сада должна заранее, еще до Начала майских праздников, собрать родителей информацию о планах каждой семьи на летний период. Это поможет не только верно сориенти-роваться в количестве детей, нуждающихся в ДОУ летом, но и позволит дальнейшем поставить родителей перед необходимостью соблюдать определенные организационные условия в этот период года.
Мы рекомендуем подойти к вопросу планирования летнего отдыха максимально ответственно, обязательно разработав специальную форму заявления от родителей, желающих продолжать водить своего ребенка в сад летом. На наш взгляд, недостаточно просто составить общий список детей, нуждающихся в услугах ДОУ летом. Лучше предложить родителям составить типовое заявление с указанием сроков пребывания ребенка в детском саду (месячный и почасовой график). Например, если родители планируют оставлять ребенка на полный или, наоборот, неполный день, они должны обязательно отметить это в своем заявлении. Также должна быть предусмотрена обязательная оплата за счет родителей дополнитель-ных мероприятий: экскурсий, выступлений артистов цирка, ансамблей на-родных инструментов. Важно, чтобы родители понимали, что отдых и развлечения их детей в летний период пребывания в детском саду напря-мую зависят от того, какую материальную ответственность родители готовы взять на себя. Если эти вопросы не поставить перед ними заранее, то потом можно выслушать незаслуженные обвинения в адрес ад-министрации детского сада. Если с детьми вообще не будут проводиться досуговые мероприятия и все лето они проведут на вытоптанной лужайке перед своим детским садом, то родители останутся недовольны «скучным» отдыхом своих детей. Однако если летом их поставят перед фактом необходимости оплачивать дополнительные услуги, то родители могут возмутиться, что не были заранее предупреждены об этом.
Помните, что полноценный летний отдых — это необходимое условие хорошей работы в другое время года, поэтому надо постараться максимально использовать все доступные организационные возможности.
Руководители ДОУ, как правило, хорошо знают возможности орга-низации летнего досуга для детей в своем микрорайоне: прогулка на тележке, запряженной пони, экскурсия в передвижной зоопарк или цирк-шапито, катание на карусели в парке — все эти мероприятия дадут детям много положительных эмоций, наполнят их впечатлениями, расширят их кругозор. На площадке детского сада дети тоже могут освоить много инте-ресного: познакомиться с цветами и растениями на площадке, посадить новые цветы на клумбу, научиться рисовать план территории детского сада и наметить на нем место «клада», который затем будут искать всей группой.
При организации детского досуга важно помнить, что летом мы име-ем дело с разновозрастной группой детей, в которую могут попасть дети, никогда раньше не встречавшиеся в одном коллективе. Необходимо тщательно продумывать сам «сценарий» знакомства ребят в новой группе. Если представить всех детей друг другу сразу, впопыхах, скороговоркой, рассчитывая, что потом они сами «перезнакомятся», то это может существенно затруднить сам период формирования разновозрастной группы.
Прежде всего воспитатель, которому предстоит работать в такой группе, должен заранее «попросить о помощи» тех ребят, которых он уже хорошо узнал за предыдущий (учебный) период. Даже если среди ваших воспитанников, оставшихся в саду на летний период, собрались, на ваш взгляд, одни «растерехи» и «неумехи», не опасайтесь доверить им ряд несложных режимных моментов: встреча новичков, прибывающих в группу, знакомство их с помещениями группы, показ их мест за столом и в спальне.
Если вы работали в средней группе, а на лето к вам переводят детей более старшего возраста (так бывает достаточно часто, поскольку летняя группа, как правило, располагается на первом этаже детского учреждения, а эти помещения традиционно закреплены за малышами, все равно имеет смысл привлекать малышей к такой «помощи». Это поможет детям младшего возраста быстрее «подтянуться» к своим старшим товарищам, почувствовать себя гостеприимными и радушными хозяевами, которые умеют хорошо принимать новичков в новом, пусть временном доме.
Отдельно следует подготовиться к оборудованию помещения для та-кой группы. Подобрать по габаритам детскую мебель (стол, стул, кро-вать, проверить уровень, на котором подвешены полки с игрушками. Для переоборудования помещения и переноса мебели надо обязательно привлекать родителей будущих воспитанников данной группы. Об этом родители тоже заранее извещаются, и их согласие должно быть подтверждено соответствующим пунктом в заявлении на летнее пребывание ребенка в ДОУ.
Проводя вместе с родителями подготовку помещения группы к летнему периоду, вы сможете быстро и эффективно решить не только организационные, но и педагогические задачи. Папы и мамы обязательно захотят узнать, где будет расположена кровать их ребенка, за каким столом ему отведут место и кто будет его соседями. Родители также с удовольствием поделятся с вами информацией о том, в какие игрушки любит играть их ребенок в детском саду и дома, какие вкусовые пристрастия имеет их малыш, хорошо ли он спит днем и не мешает ли спать остальным детям. Это поможет вам заранее скорректировать некоторые возможные противоречия, неизбежно возникающие в новом детском коллективе, когда, например, все хотят спать у окна, сидеть за одним столом только с детьми из своей прежней группы и играть только в свою любимую красную машинку.
Вы сможете сразу сделать родителей своими союзниками, если объясните им несложные педагогические «заповеди» :
1. Ни один ребенок не должен чувствовать себя на особых условиях в детском коллективе, иметь исключительные права на что-либо, даже если из-за хронической болезни или перенесенной психологической травмы он нуждается в создании специальных педагогических условий. Надо заранее предусмотреть реальные возможности оказания помощи и поддержки данному ребенку без ущемления прав и интересов других детей.
2. Нельзя обсуждать в присутствии ребенка достоинства и недостатки его новых товарищей по группе, сообщать детям любую конфиденциальную информацию об их сверстниках, которая может касаться только взрослых (состав семьи ребенка, его национальность, имущественное положение и жилищные условия).
3. Надо ежедневно напоминать детям о том, что каждый ребенок в группе по-своему может помочь воспитателю организовать интересный отдых для всех малышей. Один малыш может принести интересную книжку из дома, чтобы ее почитали всем детям, другой — подарить каждому красивый бейджик с именем, чтобы было легко и удобно обращаться к детям в новой группе, третий — показать своим товарищам ракушки и морские камешки, которые он коллекционировал целый год, или с помощью воспитателя подготовить интересный рассказ о своей поездке в другую страну или другой город.
4. Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных спо-собностей. Там, где один ребенок схватывает информацию «с лету», другой долго ее «переваривает». Более старший ребенок заведомо более терпелив и выдержан, чем его непоседливый товарищ младшего возраста. Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной группе.
Попробуем проиллюстрировать последнее утверждение примерами. Известно, что одним из наиболее популярных видов детского досуга летом является организация спортивных праздников. На детской площадке можно провести популярное соревнование — эстафету «Веселые старты». Воспитателю следует заранее распределить детей на пары так, чтобы в одном забеге участвовали ребят примерно одного возраста. Самым маленьким можно предложить просто пробежать свой этап с эстафетной палочкой, детям постарше вполне будет доступен бег с мячами, а наиболее крепкие малыши с удовольствием посоревнуются в традиционном беге «в мешках».
Дискуссионным является вопрос о возможном привлечении к эстафе-там детей с ограниченными возможностями здоровья и просто сомати-чески ослабленных, детей из числа часто болеющих. Многие популисты любят рассуждать на страницах педагогических и психологических из-даний о необходимости подобных мероприятий. А на деле ребенок даже с незначительной эндокринной патологией разительно отличается от своих здоровых сверстников не только по росту и весу (часто избыточному, но и по выносливости. Что делать? Заставить его бежать вместе со всеми? Поставить в пару с хрупким малышом на два года младше? Не стоит забывать, что любое спортивное соревнование вызывает у детей нешуточный накал эмоциональных переживаний. Как вы среагируете, если в пылу соревнования ваш «протеже» начнет отставать под свист и улюлюканье болельщиков и вслед ему понесутся обидные клички типа «жиртрест» и «сало»? На наш взгляд, подобные эксперименты над неустойчивой детской психикой просто недопустимы.
Есть много спортивных игр, в том числе и подвижных, в которых ребенок с проблемным здоровьем может найти для себя достойную роль ведущего, судьи на линии, жеребьевщика и т. д. Рекомендуем вам обратить особое внимание на описания спортивных игр разных народов Российской Федерации, опубликованных в нашей книге «Спортивные игры для детей» (ТЦ Сфера, 2003). Любую из этих игр вы можете адаптировать для реального детского коллектива, в котором оказались дети разного возраста.
Рассмотрим, например, народную калмыцкую игру «Белый мяч». Раньше эта игра имела обрядовый характер. В начале лета, когда начинали выгонять крупный рогатый скот, собирал белую шерсть, из которой изготавливали небольшой белый мяч. При произведении этой игры в разновозрастной группе вы сможете значительно облегчить для малышей выполнении основных игровых приемов с резиновым мячом, заменив его на шерстяной или ватный «мяч». Отскок не будет мешать поймать такой «мяч», его мягкая основа будет замедлять полет, делая возможным поймать «белый мяч» даже самому неловкому неповоротливому малышу.
Не стоит забывать и о плане оздоровительных мероприятий в летний период. Совсем необязательно ограничиваться традиционной для зимнего периода витаминной профилактикой. Гораздо лучше составить вместе с родителями фруктовый и овощной рацион на текущий месяц и закрепить за каждой семьей 1-2 дня, когда они будут приносить эти продукты для всех детей в группе. Это ничем не отличается от традиций родительских дней в лагере или детском санатории, однако многие родители самостоятельно не догадываются выступить с подобной инициативой, считая, что все витамины дети съедят дома. после детского сада.
Рекомендуем также согласовать с врачами детской поликлиники график профилактических осмотров детей, остающихся в детском саду на лето. Дело в том, что нагрузка на специалистов медицинского профиля в летний период значительно падает, и, как правило, администрация поликлиники с готовностью откликается на просьбу заведующего ДОУ, расположенного в зоне обслуживания, о дополнительном осмотре детей в летний период. Врач отоларинголог может назначить дестям, часто болеющим простудными заболеваниями, общеукрепляющую терапию. Хирург пристальнее подсмотрит на осанку детей. Можно будет решить вопрос и о посещении кабинета лечебной физкультуры. В общем, все «хвори», которые затаились в детских организмах с зимы, будут изгнаны при тщательном обследовании и внимательном соблюдении всех медицинских рекомендаций в течение летнего периода.
Особое внимание следует обратить на новичков, впервые пересту-пивших порог детского сада именно летом. Часто родители стараются всеми правдами и неправдами «впихнуть» своего отпрыска в детский кол-лектив летом, чтобы он «привык» к саду. На самом деле такое привыкание чревато ненужными осложнениями и ошибочно сформированными стереотипами. Прежде всего это касается тех родителей, которые все лето водят детей «на прогулку» в детский сад. Их малыш будет думать, что детский сад — это всего лишь участок земли, отгороженный от дворов, где можно погулять вместе с мамой. Другие дети навряд ли примут в свои игры «чужака», который приходит в детский сад, вцепившись в мамину руку. На подобный режим посещения допустимо соглашаться только в исключительных случаях, когда ребенок по каким-то объективным причинам должен постоянно находиться под наблюдением взрослого (например, он недавно перенес хирургическую операцию и ему надо избегать малейших нагрузок и падений). Во всех других случаях родите-лям надо объяснять, что создание искусственного «ограждения» их ребен-ка от контактов с другими детьми во время прогулки, питания и сна в дет-ском саду дезориентирует малыша, исказит его впечатления о нормах поведения в детском коллективе.
Приведу такой грустный пример. Одна чрезвычайно занятая своей профессиональной карьерой мама решила отправить свою подросшую трехлетнюю дочурку в детский сад (до этого момента с ребенком неотлучно находилась бабушка, которая на лето уехала навестить родных в другой город). «Хороший», по мнению мамы, детский сад был закрыт на летний период, и мама уговорила заведующую близлежащего к дому ДОУ принять ребенка в сад летом. Не вдаваясь в подробности «оформления» малышки, скажу только, что подобные педагогические эксперименты отразились на ней самым пагубным образом. Ребенок пришел в детский сад из дома уже с заранее сложившимся представлением, что этот детский сад — плохой, и она здесь временно, пока не откроют «хороший сад». Девочка вела себя крайне заносчиво, отгоняла детей от своих игрушек (чтобы не испортили, требовала, чтобы все ее желания немедленно исполнялись (а то она здесь всех побьет). В общем, ребенок не пробыл в саду и двух недель, как родители других детей и воспитатели потребовали вывести ребенка из группы, как очень агрессивного и неуправляемого.
Думаете осенью, в «хорошем» саду, эта девочка прижилась? Конечно, нет. Ребенок «запомнил», как надо себя «вести» в саду, и пришел осенью в платный детский сад еще большим тираном. Девочку не про-держали и месяца. А мама стала возмущаться некомпетентностью педа-гогов, которые не смогли найти подхода к ее дочурке.
Здесь, на наш взгляд, отразились как в капле воды нешуточные проблемы, связанные с формированием правильного отношения семьи и ребенка к посещению детского сада, в том числе и летом. Везде, в каждом детском саду висят красочные плакаты с лозунгами типа «Детский сад — лучшая организационная форма помощи молодым семьям». Именно помощи — в этом залог взаимопонимания и сотрудничества взрослых, ответственных людей, профессионалов, в трудном деле воспитания подрастающего поколения.
Детский сад — это коллектив единомышленников, нельзя допускать грубого вмешательства в сложившиеся в педагогике дошкольного возраста нормы детского общежития, перекраивая их под нужды отдельных семей!
Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если все взрослые, и педагоги, и родители, ответственно подойдут к его организации, будут чутко реагировать на пожелания детей, учитывать их жизненные устрем-ления и интересы. Давайте вместе подготовимся к летнему сезону так, чтобы веселое время, проведенное в ДОУ, запомнилось детям надолго, за-каливающие процедуры укрепили их здоровье, а познавательные экскурсии и спортивные праздники вызывали добрую зависть у детей, не посещавших родной сад летом!