Галина Зимникова
Консультация для родителей «Кризис 7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Начало «кризиса семи лет» обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Дети понимают, что обучение в школе существенно отличается от жизни детского сада, они готовы выполнять новые обязанности и чувствовать себя взрослее и чем ближе момент поступления в школу, тем больше ребенок воспринимает себя как ученика. Ребенок испытывает потребность осваивать новую социальную роль - ученик и новую деятельность- учебу. Но став учеником, ребенок, часто неожиданно для родителей, отказывается выполнять привычные дела.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 7 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В этот период у детей отсутствует понимание ответственности, последствий, поэтому возникают конфликтные ситуации с учителями и родителями.
Основными проявлениями кризиса в семь лет являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Помимо внешних изменений (активный рост, смена зубов) они ярко, открыто демонстрируют симптомы периода внешне:
- манерничество;
-капризность;
-вертлявость;
-паясничанье;
-клоунада.
Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи и методов воспитания. Особенно остро кризис переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме родителей.
Как же реагировать на изменения в поведении ребенка!
• Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
• Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
• Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
• Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
• Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
• Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
• Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
• Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что воспитывает пример, а не нравоучения - ваш ребенок в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
• Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Проанализировав результат, ребенок научится предвидеть проблемы и нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).
• Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
В этот период времени для детей особенно важна поддержка близких. Родители в силах дать справедливую, но мягкую оценку действиям своего чада. Подчеркивая положительные стороны его поведения, взрослый сумеет поддержать в ребенке уверенность в своих силах. В любом случае, следует избегать сравнения ребенка с другими детьми, напротив, подчеркивая его индивидуальные, неповторимые свойства. И, конечно же, проявлять заботу и терпение. Успешное завершение кризиса семи лет формирует у детей позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. В этот период в воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаясь системы принятых правил, но оставлять ребенку пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Также не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.