Ольга Бибанина
Консультация для родителей «Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 3-
4лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и
их расположение, то есть предметно-игровую среду. Что такое игрушка?
Игрушка-это специально предназначенный предмет для детских игр, она
помогает ребенку осуществлять свой замысел, приближает игру к
действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках
дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка
должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать,
Публикация «Консультация для родителей „Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
выразительно разыгрывать свою роль. Бывает так, что самая
красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный
подбор игрушек-серьезное дело.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста :
Это сюжетные, или образные игрушки-куклы, фигурки животных,
мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы
одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости,
проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек также относятся те, что
изображают зверей, домашних животных, среди любимый детьми
плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, лечат, ходят с ними на прогулку.
Следующий вид игрушек-технические игрушки, которые все больше
входят в жизнь. К ним относятся транспорт, конструкторы, всевозможные
технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются
разнообразные конструкторы «ЛЕГО», развивающие мелкую моторику,
ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Кроме этого есть игрушки-забавы -смешные фигурки зверей, животных,
человечков, например заяц, играющий на барабане или повар готовящий
яичницу. В их основе лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их
назначение-позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость,
воспитать чувство юмора.
Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года.
Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого
достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.
Особый тип-спортивно-моторные игрушки, способствующие
повышению двигательной активности детей, развитию координации
движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют
особое назначение-служат целям эстетического восприятия, развития речи,
воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы би-ба-бо
(игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец
держал ее голову, а два других-руки). Музыкальные игрушки-погремушки,
колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино,
балалайки и другие музыкальные инструменты. Особое место принадлежит
дидактическим играм, с помощью которых детей знакомят с цветом,
формой, величиной. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с
прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото. Эти игрушки воспитывают у
детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение
доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Особую группу представляют строительные игрушки состоящие из
геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные: самокаты, детские
педальные автомобили, тракторы. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее
всего, играть маленькими и устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны
более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и
стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то,
что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет в них
играть. Ребенку говорят: «ИГРАЙ!». Он берет игрушки и со скучным лицом
усаживает космонавта на зебру, а куклу Мальвину на носорога, потом
заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится на полу. Сами по
себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает как и
во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с
ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно
для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта. Иногда
игра не получается, так как дети не могут объединить в игре игрушки из-за
их разномасштабности. Например, ребенка не смущает, что мышь только в
два раза меньше кошки, но если она будет больше кошки, то игра не
состоится. Нельзя объединять в одном цирковом представлении большого
плюшевого зайца и крошечного резинового слона.
Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.
Так, детям второго и третьего года нужны игрушки, которые позволяли
бы им отображать близкие им жизненные ситуации. Игрушки должны быть
похожи на настоящие предметы, соотноситься с ними по величине.
Покажите ребенку как играть с игрушкой.
В возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные,
простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной
эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребенок
испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна
быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили у
которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются дверцы и
багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины,
мишки, куклы. Первая встреча с игрушкой должна вызвать у ребенка
радостное настроение, желание играть с ней.
Ребенок «оживляет» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении
новой образной игрушки сделайте вместе с ребенком куклам комнату,
чтобы они там «жили». Подумайте, где будет стоять плита, телефон и
другие вещи домашнего кукольного обихода. Можно, если позволяет
помещение, оформить дома уголок сказки. Например, в игрушечном лесу
поставить домик и короб с пирогами(«Маша и медведь», разместить на
поляне корзиночку(«Красная Шапочка», на подоконник посадить Колобка.