ГЛЕБОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей от года до трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка в возрасте от года до трех лет считается одним из важных этапов в его жизни. Эксперты считают, что это переходный период между моментом рождения и обретением осознанности действий. За 2 первых года жизни ребенок делает серьезный скачок в своем развитии. Именно в этом возрасте он осваивает жизненно необходимые навыки, например, самостоятельный прием пищи.
Дети в этом возрасте начинают самостоятельно проявлять инициативу, но не все, что они хотят, они могут сделать сами, поэтому родители часто боятся доверить ребенку самостоятельное выполнение дела. Главное, что должны помнить родители: нельзя препятствовать проявлению инициативы, или наоборот, заставлять делать что-то через силу.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать самостоятельность у детей от года до трех лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Дети от года до трех лет не умеют лениться: если они что-то не хотят делать, значит, на это есть причины. Если ребенок сопротивляется есть самостоятельно, возможно, он пока просто не может делать это сам в силу своих способностей или хочет, чтобы родители уделили ему внимание.
Как развить конкретные навыки у малышей:
1. Прием пищи: в процессе взросления ребенка можно заметить, как он проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. Сначала он кладет ручку на бутылочку, через несколько месяцев уже самостоятельно держит ее и т. д. Как только ребенок научится держать ложку, давайте ему ее всегда, когда он садится за стол. В первое время у него может это не получаться самостоятельно. Чтобы он не оставался голодным, кормите его одной ложкой сами. Комментируйте свои действия: «Посмотри, я кладу кашку в ложечку, а ложку тебе в ротик, чтобы порадовать наш животик. Попробуй сам!» Не ругайте ребенка, если он перепачкается или что-то уронит. Не забывайте хвалить его за первые успехи.
2. Самостоятельное одевание: показывайте ребенку, как правильно надевать ту или иную одежду. Важно комментировать свои действия: «Давай сначала наденем футболку, потом штанишки». Необходимо сразу учить правильно одеваться, т. к. переучивать сложнее. Всегда учитывайте вкусы ребенка: ему будет приятно осваивать новый навык, используя при этом свою любимую одежду. Приучайте его одеваться в спокойной обстановке, помогайте ему, когда это требуется.
3. Опрятность: если ребенок, смотря на то, как вы умываетесь или чистите зубы, хочет повторить ваши действия, не отказывайте ему. Сначала он может делать это нелепо, и это нормально. Любое проявление инициативы привести себя в порядок должно поощряться родителями. Объясняйте своему малышу, почему важно чистить зубы, причесываться, умываться. Показывайте на своем примере, как это надо делать правильно.
4. Пользование горшком: к этому процессу нужно подходить с максимальным спокойствием. Если у ребенка пока не получается подружиться с горшком, это не повод расстраиваться. Отметьте, через какие промежутки времени ребенок ходит в туалет и своевременно сажайте его на горшок. Комментируйте свои действия: «Сейчас мы снимаем трусики, садимся на горшочек и т. д.» Не ругайте его, если случилась оплошность. Если недоразумения происходят часто, подумайте, возможно, на это есть причины (страх, семейные проблемы, стресс).
5. Наведение порядка: уже с года ребенок откликается на просьбы родителей о помощи. В этом возрасте можно начать приучать ребенка убирать за собой игрушки. Доброжелательно попросите ребенка навести порядок, покажите, как это делается. Превратите процесс уборки в игру: скажите ребенку, что игрушкам пора спать. Если ребенок отказывается убирать конкретную игрушку, спрячьте ее, а потом попросите ее найти (он ее, конечно, не найдет). Расскажите ему сказку, что игрушка, которую он не положил в домик, обиделась и ушла искать другого хозяина. Поставьте ребенку условия: он сможет посмотреть мультики или порисовать только в чистой комнате.
Какой бы конкретный навык вы ни развивали, важно запастись терпением и временем: в таком возрасте малышам требуется много времени, чтобы чему-то научиться, и промахов на этом этапе тоже будет достаточно. Дети старшего дошкольного возраста осознаннее подходят к выполнению задач и принятию решений. С ними действует такой же принцип воспитания самостоятельности, как и с детьми младшего возраста: поощрение инициативы, похвала за успехи, демонстрирование на своем примере, как делать правильно. В этом возрасте дети могут развивать самостоятельность через творчество: покажите образец рисунка и предложите повторить его, но используя другие цвета. Так ребенок проявит инициативу и разовьет воображение.