Софронова Галина Ивановна
Консультация для родителей «Как учить ребенка играть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребенок умел играть, а самое важное – умел играть без участия взрослого, недостаточно иметь время на свободную игру.
Ребенка нужно учить играть, а это можно сделать, только играя вместе с ним. Для того, чтобы ребенок мог долго играть самостоятельно, вначале необходимо играть вместе с ним, постепенно сводя свое присутствие к минимуму.
Темочки:
Учить играть ребенка нужно до того, как он вступил в самый игровой возраст, начинать необходимо в 1,5-2 года. Можно двигаться по нескольким направлениям сразу. Самая развернутая игра – сюжетно-ролевая, она состоит из нескольких частей: роль (то, в кого играют); игровые действия (что именно делают во время игры); объекты игры (не обязательно игрушки – а то, чему присваивается какое-то значение на время игры); правила (как именно соотносятся роли, действия и объекты).
До трех лет игру ребенка составляют в основном действия, которые он сначала повторяет за кем-то, а потом уже воспроизводит самостоятельно. Задача взрослого в игре на этом этапе – объединять разные действия, характерные для какой-то роли. То есть показывать, что играть “в маму и малыша” – это и кормить куклу (накладывать воображаемую кашу из кастрюльки в тарелку, подносить ложечку ко рту куклы, и купать, и качать, и гулять (катать в колясочке). Еще одна важная задача – разнообразить среду, то есть обеспечивать ребенку поток новых возможных моделей, которые можно повторить. Третья – задавать объекты игры. “Лялькой” может стать не только кукла, но и завернутый в тряпочку брусочек, а для игры в “шалаш” подойдет любая ткань, которой можно накрыться – от полупрозрачной косынки до покрывала с кровати.
Играя с ребенком, достаточно соблюдать два принципа: следовать за ребенком и думать на шаг впереди ребенка. Они кажутся противоположностями друг другу, но на самом деле они дополняют друг друга. Первый принцип предполагает, что в игре инициатива должна быть в руках ребенка : он придумывает сюжет, роли, выбирает объекты игры. Первый принцип нужен для развития самостоятельности ребенка. Вы можете проявить инициативу в рамках отведенной вам роли – но если вы станете творцом всей игры, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Второй принцип создает зону ближайшего развития. Для того, чтобы игра приносила пользу для развития ребенка, она должна быть чуточку сложнее, чем самостоятельная игра ребёнка. За счет объяснения, что машинка «кушает» бензин, или благодаря вовремя заданному вопросу «а почему», или с помощью волшебного «давай попробуем вместе» – взрослый может помочь развитию игры и обогатить внутренний мир ребенка.