Марина Городилова
Консультация для родителей «Как реализовать методику Монтессори в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними,
самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или
обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти
вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! Методика Монтессори – замечательная система
раннего развития, покорившей весь мир, система, основанная на идее свободного воспитания и
глубоком уважении интересов ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Как реализовать методику Монтессори в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с
детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с
обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого
настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а
сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.
Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди
воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia,
принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.
Итак, приступим к изучению!
Основные принципы
До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:
Развитие речи (от 0 до 6 лет).
Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).
И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период
развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности,
поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к
сожалению, не будет.
В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в
домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух
свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.
Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при
этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими
дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых,
создать для ребенка домаразвивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу
действий в этой среде.
И вот что для этого нужно:
1. Подходящие по возрасту развивающие материалы
Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы,
которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую:
пусть в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку
все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т. п.
Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не
забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т. п.
2. Правильное место хранения для игрушек
Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах
для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически
невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех
игрушках, которые валяются на дне корзины. В правильно организованном игровом пространстве все
материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне
ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого
материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то,
что ему нужно, и куда впоследствии убрать.
В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:
Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма
затруднительно, т. к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то
поставить, и кровать. Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим
количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в
развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить
их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать
поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться».
Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно
одного 2-3 ярусного стеллажа.
Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную
Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.
Игрушек на стеллаже не должно быть много!
Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает
сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими
материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок
испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей
вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.
Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.
Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать
постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим
набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая
вещь.
Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его
дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.
Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте (не выше уровня глаз, так чтобы он
мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.
У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.
По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга
(на небольшом расстоянии друг от друга).
Стеллаж должен быть открытым.
Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества
ящиков, дверок и т. п.
Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы
также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать
рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки, в четвертом –
пазлы, в пятом – музыкальные инструменты и т. д.
Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой
игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже
3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для
него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел
в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность
самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также
будут детский мольберт, магнитная доска.
4. Персональные для малыша средства для уборки
Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности
убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру,
щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай
средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате
малыша должна быть корзина для мусора.
5. Творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей
местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется.
Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества. Постарайтесь
организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о
доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов. Это может быть творческий
столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие
материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно
обновляться.
Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает
правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые
ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
6. Доступные и открытые книжные полки
Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций
о том, как хранить книги. Но я думаю, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том,
чтобы быть доступными и видными для ребенка.
Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой
выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-
за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав
после одного прочтения на полку, вообще забываются.
Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к
ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои
предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка
высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг. Еще в
стеллаже должен быть небольшой раздел развивающих книг и пособий.
Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными
ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего
малыша. Метод Монтессори – это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье,
которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда
ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив
ребенок, счастливы все вокруг.