Алла Федорова
Консультация для родителей «Как рассказывать детям сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Как рассказывать детям сказки»
Алла Федорова
Как же читать (рассказывать) детям сказку? Эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому – одно из самых главных условий.
Вот несколько правил, которые помогут сделать чтение вслух увлекательным.
Темочки:
1. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Покажите ребенку аккуратное обращение с книгой. Рассматривать книги желательно на столе, трогать чистыми руками, Аккуратно перелистывать страницы.
2. Показывать ребенку, что чтение вслух вам доставляет удовольствие. Читайте внятно, не бубните, словно отбываете наказание. Ваш ребенок может это почувствовать и утратить интерес к чтению.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен сидеть или стоять лицом к ребенку, чтобы он мог уловить ваши эмоции во время чтения, следить за вашей мимикой, жестами, выражение глаз, так как эти формы проявления чувств усиливают впечатления от прочитанного.
Таким образом вы можете видеть какие чувства у ребенка вызывает текст, а маленький слушатель чувствует, что повествование обращено к нему. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего заинтересует ребенка, соответственно, это позволит вам полнее реализовать компенсаторную и терапевтическую функции художественного произведения.
4. Читайте детям спокойным темпом, не нужно торопиться, но и монотонно читать не годиться, старайтесь передать музыку ритмической речи. Если вы найдете нужный темп, ваш ребенок будет зачарован, он будет наслаждаться напевностью повествования, ритмом стиха.
Роль родителей во время организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от чтеца зависит, какую атмосферу, какое настроение он создает, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. От него требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ) и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше и даже проявить фантазию и дописать сказку самостоятельно с самыми неожиданными и невероятными поворотами в сюжете.
Во время чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях и переживаниях о героях, но иногда можно просто попросить молча и внимательно «слушать себя». Ну а «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки» : от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Если вы переиграете, это может помешать ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок устает слушать растянутый текст и перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите финал сказки. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и выдержать стиль произведения. В процессе рассказывания не допускайте пропуски событий и затянувшиеся паузы.
Для соблюдения этих правил надо заранее ознакомиться с этим произведением. Если вы читаете ребенку на ночь, заранее убедитесь, что конец у произведения счастливый.
7. Читайте ребенку сказки всегда, когда он хочет их услышать. Частые отказы могут уменьшить интерес и желание читать. Возможно для родителей это и скучновато, но для детей – нет.
В современном мире родители часто дают детям телефон, чтобы занять их и дать себе возможность сделать то, что с ребенком не получается. Помните, что телефон скорее навредит вашему чаду, не жалейте времени на своих детей.
8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал, который будет на пользу всей семье. Обязательно продолжайте совместное чтение даже тогда, когда ваш ребенок научился читать. Можете попробовать семейное чтение по ролям, таким образом чтение станет более увлекательным для вас и для ребенка.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги. Рассказывайте малышу интересные истории из вашего детства, связанные с книгами и чтением. Рекламируйте книги, которые могут его научить хорошему, помогут пережить эмоции и не всегда они должны быть радостными, важно, чтобы ребенок научился сопереживать героям книг, испытывать грусть, печаль.
10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Старайтесь ходить с ребенком в книжный магазин и библиотеку почаще. Покупать книги стоит обдуманно и постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно и соответствует их возрастным особенностям, советуясь с воспитателем. Организуйте дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта простое, должно быть в доме у каждого: бумага, ножницы, клей, иголка с нитками. Найдите время и помогите отреставрировать книги.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Перед тем как прочитать ему незнакомую вам книгу, попробуйте прочесть ее сами и заранее, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что – то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых вами текстов, любую наглядность или музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми от прослушанной сказки : дайте им возможность выговориться, действовать и выражать свои эмоции и чувства, свое отношение к услышанному.
Для этого ребенку можно предложить игру – беседу с куклами – персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.
Чем сильнее эмоциональное воздействие произведения, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Наблюдение показывает, что иногда, прослушав сказку или посмотрев спектакль, дети не знают, что им рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, подперев голову руками и т. д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое - то время, разобравшись в своих мыслях, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные сразу после прослушивания сказки или просмотра спектакля, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д. ; можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т. д.
Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей) или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.