Елена Павличенко
Консультация для родителей «Как правильно наказывать, чтобы не навредить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.
А. Макаренко
Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров, как надо ли наказывать детей. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать – отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас споры идут о том «наказывать или разговаривать», и это радует. Что же говорит нам википедия о наказании? Наказание — применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека.
Темочки:
Большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.
Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку. Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя»
Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.
С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры.
Лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. И быть примером для своего ребенка. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.
Как же быть в ситуациях, если разговор не помогает, а ребёнок ведёт себя разрушительно по отношению к другим, отрицает и нарушает правила? Терпеть, ругаться, сходить к психологу или повесить на гвоздик ремень?
Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:
1. Нет достаточного арсенала средств воздействия на ребенка (информационная проблема)
2. Дисбаланс поощрений и наказаний в сторону последних
3. Непоследовательность в воспитании
• Непредсказуемость
Когда родители ведут себя непредсказуемо и за одну и ту же провинность меняют наказание
• Несогласованность
Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.
• Несоответствие возраста ребёнка и требований, предъявляемых к нему взрослыми
• Неврологические проблемы или проблемы в развитии
• Гиперактивность
• Непоследовательность поведения родителей и нечеткие правила для всех
• Разные тактики воспитания у разных членов семьи
• Много запретов
• Недостаток внимания со стороны взрослых
Что, наказывая, делать категорически нельзя?
1. Бить
2. Унижать
3. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени
4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки
5. Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)
6. Наказывать за то, что ребёнок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость)
7. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви, устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю»
8. Ущемлять в базовых потребностях
Чтобы наказание имело положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила :
1. Соблюдайте последовательность
2. Учитывайте тяжесть проступка.
3. Ограничивайте длительность наказания.
4. Действуйте спокойно.
5. Согласуйте решение с супругом.
6. Демонстрируйте позитивный пример.
7. Учитывайте особенности ребёнка.
8. Наказывайте ребёнка наедине.
9. Разработайте ритуал примирения.
Какие методы наказания можно включить в свою практику.
• Лишение привилегий.
• Исправление совершённого.
• Тайм-аут.
• Извинение.
• Игнорирование.
• Получение негативного опыта.
• Ограничение общения с ровесниками.
• Наделение обязанностями.
В конечном результате подведем итог нашего разговора, несколько правил наказания ребенка;
1. Наказания должны быть всегда обоснованными.
2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.
3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.
4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением – гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.
5. Чаще показывайте свою любовь.
6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.
7. Избегайте жестокости.
8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.
9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)
10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний – путь к неврозу.
11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.
12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. 13. Старайтесь не угрожать вообще.
14. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.
15. Правила для всех – и для взрослых, и для детей!
16. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.
17. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.
18. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.
19. Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.
Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.