Татьяна Курова
Консультация для родителей «Как и зачем родители учат бояться»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном быстро меняющемся мире ребенок подвергается воздействию множества факторов, негативно влияющих на его развитие и способствующих повышению тревожности, появлению самых разнообразных страхов.
Характер страхов ребенка определяется множеством факторов. Это и общественная установка, и личный опыт, и индивидуальные особенности. Обычно детские страхи имеют временный характер, с возрастом ребёнок вырастает из них. В формировании страхов большую роль играют особенности воспитания ребенка.
Какое поведение родителей способствует формированию детских страхов?
Публикация «Консультация для родителей „Как и зачем родители учат бояться“» размещена в разделах
• Чрезмерная строгость в воспитании. Дети боятся шуметь и баловаться, чтобы не вызвать раздражение родителей.
• Необоснованная тревожность. Такие родители запрещают детям играть в шумные подвижные игры, на корню пресекают активность, ограничивают общение со сверстниками.
• Гиперопека. Исключается всякая самостоятельность ребенка, за него решает абсолютно всё. Это приводит к искусственной беспомощности и полному отсутствию инициативы.
• Формальное отношение. Внешне правильное, но лишенное необходимой теплоты воспитание также способствуют развитию детских страхов.
• Шантаж и манипуляции. Такое поведение часто свойственно одиноким матерям, которые симулируют сердечный приступ, заставляя ребенка поступить нужным образом.
• Конфликтные отношения между родителями. Постоянные ссоры или холодное натянутое молчание создают негативный климат в семье.
• Излишняя требовательность. Дети пытаются заслужить одобрение родителей, а в ответ получают придирки и часто необоснованные претензии.
• Проекция нереализованных амбиций. В ход идут угрозы, манипуляции, просьбы, шантаж и обещания, чтобы заставить ребенка добиваться нужного лишь родителям результата.
Также на увеличение страхов в детском возрасте влияют многие другие факторы. Это пожилой возраст родителей - такие родители проецируют на ребёнка свои страхи – излишние опасения за ребенка, ограничения в играх и познании мира, что приводит к развитию у ребенка инфантильности и мнительности, беспокойства, которые перерастают в формирование различных фобий и неврозов.
Большое влияние имеют излишние властность и авторитаризм матери. В таких семьях детям свойственны излишние холодность и равнодушие, они рано эмоционально отгораживается от родителей и внешнего мира. В результате дети погружаются в себя, боясь контактов с родителями, воспитателями и сверстниками, или привлекают внимание демонстративным поведением и истериками.
Как оградить ребенка от страхов.
Прежде всего родителям необходима постоянная работа над собой, контроль над эмоциями и высказываниями. В поведении родителей в первую очередь должны ощущаться спокойствие и уверенность. Недопустимо кричать на ребенка, даже если он, как кажется, дает повод. Категорически нельзя применять в отношении ребенка физическое насилие.
Многим родителям сейчас важно выглядеть «правильными» в глазах общества, поэтому их поступки демонстративны, слова направлены на достижение внешнего эффекта и не всегда нужны и полезны ребенку. Особенно это касается ненужных замечаний, лишней критики и постоянного одергивания ребенка, но некоторые мамы и папы считают такое поведение своеобразным показателем качества воспитания. Следует избегать подобных ситуаций.
Также весьма распространено запугивание детей. Фразы: «Вот сейчас дядя тебя заберёт!», «Тётя-врач сейчас сделает укол!», «Будешь плакать – отдам в полицию!» - употребляют даже самые любящие родители, что абсолютно недопустимо с точки зрения педагогики и психологии. Такое поведение приводит к формированию неврозов и страхов, от которых некоторым бывает сложно избавиться, даже став взрослыми людьми.
Если страх ребенка воплощен в каком-то конкретном образе, хорошим способом работы над ним будет совместное рисование пугающего объекта. Затем нужно дать ребенку разорвать полученное изображение. Также действенный способ - моделирования различных игровых ситуаций с предметом страха.
Нельзя ограничивать физическую активность ребёнка, в качестве наказания заставлять стоять или сидеть неподвижно долгое время, запирать в тёмной комнате. Данные меры являются эмоциональным насилием и негативно сказываются на его психике.
Нельзя высмеивать страхи ребенка и наказывать за них. Если ребёнок боится чего-то, нужно отнестись серьезно, доверительно расспросить о причинах появления страха, посочувствовать, успокоить, разработать стратегию совместной борьбы. Воспитатели и родители должны дать понять ребенку, что они являются союзниками, а не противниками.
Чтобы оградить современного ребенка от страхов, необходима постоянная работа родителей над собой. Климат в семье должен быть благоприятным для развития и роста, отношения ровными и доброжелательными. Поддержка, доверие, забота, уважение и любовь – вот основа воспитания спокойного и счастливого ребёнка.
https://kurova-ds4-bogorodsk.edumsko.ru/articles/post/2762966
Оригинал статьи на моем персональном сайте