Елена Сидорова
Консультация для родителей «К учебе готов»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно закону об образовании в первый класс зачисляются дети в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Если вдуматься, это довольно большой промежуток времени, особенно в масштабе детства. Если на 1 сентября ребенку исполняется семь лет, то проблем никаких нет, он просто идет в школу. А вот если малыш родился весной, то для многих родителей выбор этот – отдать его в шесть или в семь с половиной лет – становится непростым. Как понять, готов ли ребенок к школе?
Публикация «Консультация для родителей „К учебе готов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
С одной стороны, ответ лежит на поверхности: надо действовать в интересах ребенка, быть внимательными к нему, не следовать вслепую стереотипам. С другой – факторов, определяющих зрелость первоклассника, довольно-таки много: ребенок должен быть готов стать первоклассником интеллектуально, эмоционально, физически, психологически. И, как выясняется, крайне важно не пропустить момент этой готовности!
В школу в шесть с половиной лет
Как правило, в шесть с половиной лет (а то и раньше) детей в школу ведут амбициозные родители, для которых успешность ребенка в учебе является очень важной частью их собственной, родительской состоятельности. «Такие родители уделяют слишком большое внимание интеллектуальному развитию своих чад, и, бывает, к шести годам ребенок действительно готов к школе, – рассказывает психолог Екатерина Долженко. – Что говорить, мне знакома мамочка, которая сокрушается, что ее ребенок в два года недостаточно хорошо читает! Но это крайность, конечно».
Ребенок должен быть готов к школе не только по критериям счета и письма, но и психологически. Ошибка амбициозных родителей в том, что они часто идут по интеллектуальному пути, в то время как надо надо смотреть шире: ребенок должен быть готов учиться, физически просто высидеть урок.
Часто бывает, что дошкольники, которых целенаправленно готовили к школе в домашних условиях, хорошо развиты интеллектуально. Но нельзя фиксироваться только на познавательной сфере, ибо, как правило, такие дети оказываются несоциализированным. Они не в курсе интересов, которыми живут другие дети, не умеют с ними общаться и конкурировать. А по законам коллектива неспособный конкурировать с одноклассниками ребенок, скорее всего, станет аутсайдером.
Немаловажно, что маленьким зачастую сложно усидеть в классе даже 35 минут. А ведь в первом классе бывает и по 4 урока, и по 5. Шестилетний и даже почти семилетний ребенок иногда может выдержать такую программу, но какой ценой! Частенько в таких случаях торопливость родителей может обернуться проблемами со здоровьем: среди первоклашек нередки случаи болезней нервной системы, гастрита, язвы желудка.
Перед школой родителям следует проверить, насколько готов ребенок – эмоционально, физически, психологически, интеллектуально. Проконсультироваться с психологом. Обратить внимание на то, тревожен ли малыш (кстати, иногда за тревогой кроется интерес к той же школе, и это неплохо). Важно выяснить, хочет ли пойти ребенок в школу на самом деле: дети в очень большой степени подвержены эмпатии и частенько непроизвольно в своих желаниях озвучивают желания родителей.
К тому же редко кто из родителей отдает себе отчет в том, что в школе ребенку учиться 11 лет. И сегодняшнему первоклашке-шестилетке в шестом классе, когда нагрузки резко возрастут, будет 11 лет, в то время как его одноклассникам – почти 13. Разница в психофизиологическом развитии очень большая. Особенно сложно мальчикам: оказаться самым маленьким по росту в классе непросто.
«Зоя пошла 1 класс в шесть с половиной, – говорит Татьяна. – И в мыслях не было оставлять ее в саду лишний год. В современной школе надо учиться 11 лет! Многие говорят, что отдать ребенка в школу – значит оборвать детство, но, на мой взгляд, это не так: моя дочка, хотя и третьеклассница, все еще играет и в куклы, и в игрушки. И учится хорошо. Думаю, мое рвение связано с собственным жизненным опытом: я пошла в школу в семь с половиной, хотя надо было идти на год раньше. Я читала с пяти лет, хорошо соображала по математике – в общем, была хорошо подготовлена к первому классу. Но маму отговорили от этого шага, и я осталась дома еще на год. Это был абсолютно пустой, бессмысленно проведенный год: в садик я не ходила, сидела дома с бабушкой, и мне было невыносимо скучно!» «Действительно, это был убитый год, – вспоминает мама Татьяны, – и я до сих пор жалею, что послушала тогда родственников и оставила Таню на год дома».
«Если ребенок готов полностью к интеллектуальной деятельности, физически достаточно развит и тянет психологически, то его надо отдавать в школу и в шесть с половиной, и даже чуть раньше, – говорит психолог Екатерина Долженко. – Но смотрите очень внимательно». Действительно, в одной и той же ситуации вы можете или подарить ему лишний год золотого детства, или оказать «медвежью услугу», притупив интерес к учебе и лишив таким образом возможности гармонично развиваться и учиться. Ведь учеба, как ни удивительно это звучит, может приносить и удовольствие, и удовлетворение, и радость познания.
«Я собиралась отдать ребенка в первый класс в семь с половиной лет, – говорит Наталья Л. – Но в садике сказали, что моя девочка готова к учебе, и порекомендовали отдать на год раньше, к чему я не была готова : школу еще и не выбирали, а до начала учебного года оставалось всего полгода. «Пусть пойдет через год и будет в классе самой старшей, самой сильной и самой умной!» – помню, сказала я тогда. «Совсем необязательно, – ответили педагоги, – наоборот, если она пересидит лишний год в саду, в первом классе ей будет неинтересно и вы вообще потом не заставите ее учиться!» Я проконсультировалась с учительницей, с психологом… И отправила дочку в школу. Почти половина детей в нашем классе оказались шестилетками, и они все при этом неплохо учатся. Дочь вполне справляется с программой. Когда получает пятерки за контрольные или побеждает в олимпиаде, для нее это дополнительный повод для гордости. На игру в куклы, правда, времени почти не остается. Но в большей степени она огорчается не из-за этого, а потому, что в школу нельзя брать игрушки. Но таковы школьные правила!»
И все же в 6 с половиной лет к школе готовы далеко не все. Например, ребенок может уметь читать и считать, быть крупным и сильным, но психологически ему надо еще подрасти. «Я отдала дочь в школу в семь с половиной лет, – говорит Анна Ш. – Девочка домашняя, робкая, в шесть с половиной еще не читала, и в нашей семье по этому поводу не было ни сомнений, ни дискуссий. Сейчас Ксения во втором классе, она хорошо учится, серьезно относится к выполнению заданий, но среди ее одноклассников много детей, которые младше нее. В физическом развитии Ксюша опережает многих, она самая крупная девочка в классе».
В школу ближе к восьми годам
Основная масса родителей все-таки предпочитает со школой не торопиться. Простой пример: если набрать в поисковике «В школу в 6 лет или в 7», выпадет не один миллион ответов, и в большинстве из них утверждается, что в школу надо идти ближе к восьми годам. Некоторые даже сожалеют, что нельзя дитя в 9 отдавать, «чтоб наверняка с нагрузками справился».
В отличие от «амбициозных», родители Митрофанушек ставят во главу угла не интеллектуальную, а психологическую и эмоциональную готовность ребенка. Отчасти они правы: еще выдающийся психолог Лев Выготский утверждал, что у детей с 3 до 7 ведущая деятельность – игровая, а познавательная простирается с 7 до 13 лет.
Но опытные воспитатели и педагоги знают, что принцип «лучше поздно, чем никогда» работает далеко не всегда. Это подтверждает Светлана Юрьевна Кондякова, старшая воспитательница детского сада «Жемчужина» : «Действительно, бывают дети, которые в течение лишнего года, проведенного дома или в детском садике, могут запросто растерять весь интерес учебе. Самое печальное, что исчезает мотивация к учебе, к познанию. В первом классе им будет скучно и неинтересно, а если так, то каких успехов в учебе можно в этом случае ожидать? Пересидевшие дети остаются еще на год в детском саду, где продолжают играть, и в дальнейшем воспринимают учебу на уровне игры».
Чуть ли не до третьего класса они вынуждены проходить то, что уже давно знают, и школа для них – очень скучная история. В результате к четвертому-пятому классу обнаруживается, что у них нет инструмента для усвоения новых знаний. Психологи считают, что для подлинного интереса к учебе – а именно этот интерес и есть основной двигатель школьной успешности и успеваемости – процесс познания должен быть немножко сложным, находиться в так называемой зоне ближайшего развития, чтобы вызывать азарт исследователя, радость первооткрывателя. Это очень сильно мотивирует!
Ваш ребенок готов пойти в 1 класс, если он:
весит больше 23 кг, у него уже выпадают молочные зубы и он может правой рукой через макушку дотянуться до левого уха (так называемый филиппинский тест, который показывает достаточный уровень созревания нервной системы и необходимые возможности восприятия мозгом информации);
способен в течение 15 минут выполнить конкретное задание, одновременно запомнить 8–10 картинок, обобщить группы предметов и выделить сходства и различия между ними;
легко контактирует со взрослыми и детьми, неагрессивен, признает авторитет старших;
может нарисовать фигуру человечка с ушами, глазами, ртом, туловищем, шеей, ногами и руками с пальцами, при этом должно быть понятно, девочка это или мальчик; – хочет пойти в школу, чтобы учиться.
Стоит повременить и не отдавать в 6 лет, если он:
относится к часто болеющим (более 5–6 раз в год) детям;
не очень хорошо социально адаптирован, не имеет опыта посещения детского сада или групп дополнительного образования;
не очень хорошо владеет речью, заикается, нечетко произносит какие-то звуки;
демонстрирует признаки повышенной тревожности или утомляемости, высокой эмоциональной возбудимости;
не очень хорошо владеет некоторыми бытовыми навыками (не умеет сам застегивать пуговицы, шнуровать ботинки или делает это очень медленно);
будет посещать школу на значительном удалении от дома (больше 20–30 минут пути).