Мусина Азалия
Консультация для родителей «Игры в дороге и на отдыхе»
Мы все любим путешествовать. Будь то поездка на дачу, в гости к родственникам, отдых в теплых странах. Поездка на отдых не обходится без минут ожидания. Поездка в поезде, автобусе или ожидание самолета – идеальное время, чтобы сплотить семью и провести время с пользой. Я сделала обширную подборку детских игр в дорогу. С помощью этой шпаргалки вы всегда будете знать, чем занять своих непосед во время ожидания.
Смотрим в окно и играем
Публикация «Консультация для родителей „Игры в дороге и на отдыхе“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Для начала можно сыграть в перечисления — просто смотреть в окно и называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге. А если ребёнок уже знает буквы — выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, "Д" — дорога, деревья, дом. Как вариант (очень нравится детям) : называть предметы, начинающиеся с первой буквы собственного имени, фамилии, отчества. Если ребёнок умеет считать, предложите: "Давай посчитаем, сколько нам попадётся машин красного цвета". Или вот так: "Ты считаешь машины синего цвета, я — зелёного. Каких встретится больше, кто победит?"От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака.
Наблюдение за облаками
Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе — облака или тучи, и чем они отличаются друг от друга, как появляются, и почему из туч проливается дождь. Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения, как они изменяются, превращаясь. во что?Выберите себе по персональному облаку и начинайте описывать, как оно изменяется: "Мое облако похоже на лодку. Лодка плывёт по небу, словно по морю. вот она догоняет другую, они сливаются и превращаются в. ". Вы можете для примера сами начать рассказывать, а потом передать эстафету ребёнку. Примерно так же можно изучать любые объекты, часто встречающиеся по дороге. Например, мелькают деревья, все зелёные да зелёные. А если внимательно присмотреться? Удивительно, сколько можно заметить оттенков зелёного! Называйте их по очереди, устройте соревнование: кто больше придумает?
Рисование
Можно поиграть в "Закорючки". Суть игры очень проста. Ребёнок, не отрывая руки от листа, рисует какую-нибудь закорючку, а вы доводите её до ума — то есть дорисовываете. Причём так, чтобы стало понятно, что это — вещь, предмет, животное, часть тела. Потом меняетесь — вы проводите линию, а дорисовывает её ваш ребёнок. А ещё можно "порисовать". на спине. Вы водите пальцем по спинке ребенка, а он должен, прислушавшись к своим ощущениям, угадать, что за картинку "рисует" мама. Для начала изображайте что-либо очень простое — овал, треугольник, сердечко. Если ребенок легко угадывает, рисуйте что-нибудь посложнее — птицу, машину, дом.
Угадай-ка
Угадай цифру. Загадываете любую цифру и говорите:
— Угадай, какое число я загадала?
— Три, — говорит ребёнок.
— Нет, — говорите вы, — больше, чем три.
— Десять.
— Меньше, чем десять.
И так далее — пока нужная цифра не будет названа.
Угадай, что в пакете. Берёте обычный непрозрачный пакет. Кладёте туда несколько разных предметов. И. Предложите ребёнку, ощупав какой-то предмет угадать, что это такое. Описываете один из предметов, находящихся в вашем пакете, а ребёнок должен понять, что это такое. Например: "Это пушистое, желтого цвета, пищит, когда на него нажмёшь. ". "Мой цыпленок!" — догадывается ребёнок. Как только угадывает — тут же получает эту штучку в награду.
Совет: обязательно положите в пакетик что-нибудь новенькое. Когда ваша детка по описанию угадает, что у вас спрятано, вручите подарок — и вам будет обеспечена ещё одна передышка. Попробуйте загадывать какой-либо объект, находящийся в автомобиле. Например, "сквозь него я смотрю на дорогу" (окно, "нажмёшь ногою, и машина взвоет" (педаль газа). Чередуйтесь: пусть ребёнок (если захочет) загадывает, а отгадки ищите
В слова
Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь "кот".
Назови одним словом. Скажем: кот, собака, крокодил. Все это — животные.
"Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок — антоним: например, весёлый — грустный; широкий — узкий.
Об одном по-разному (игра в синонимы). "Человек идёт" — а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает. А ещё?"
Вспомните какое-то длинное слово, и из букв, входящих в него, составляйте другие слова. ( Например: зоопарк — парк, рак).
По цепочке.
Придумываете короткое предложение и по очереди его удлиняете. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например: "Мы едем" — "Мы едем на море" — "Мы едем на Чёрное море" — "Мы едем на Чёрное море купаться". Произнесите скороговорку десять раз подряд — кто не запутается в ней ни разу? Например: "Щетинка у чушки, чешуя у щучки". Малышам предлагайте, конечно, фразы полегче.
Секретный мешочек.
Туда положите несколько забавных мелочей — из тех, что ребёнку нравятся, и что-нибудь новое. Это будет ваш "золотой запас". Только в дороге детка соберётся как следует покапризничать, вы — раз! — и, как фокусник из рукава, достаёте интересную для капризули вещицу.
Игры с пальчиками
Если вы едете с малышом, отличная палочка-выручалочка — игры с пальчиками. Впрочем, и для старших детей они могут быть не менее привлекательны. Предложите малышу хорошенько растопырить пальцы левой руки. Теперь правой ручкой надо загибать их по одному и приговаривать:
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — папа.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья! (и покрутили крепким кулачком)
А теперь наоборот: малыш разжимает по одному пальчику, сопровождая его теми же словами. (А если сам ещё не умеет — разжимаете и читаете стишок вы, побуждая ребёнка повторять за вами хотя бы последнее слово). Потом то же самое проделывается с пальчиками на другой руке. Впрочем, для пальчиковых игр подойдут многие детские стихотворения — надо просто изображать то, о чём в нём рассказывается. Скажем, ставите пальчики одной руки на ладошку другой и — "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу. ". (А. Барто).
Поймай мою руку
Просто протягиваете руку и предлагаете ребенку её поймать. При всей своей простоте, это очень забавное упражнение: попробуй поймай, если ладонь вроде крутится рядом, но так ловко уворачивается да проскакивает между детских ладошек. Чтобы малышу было ещё интереснее, ваша кисть может превратиться в собачку, в кошечку, зайчика. Для этого просто сожмите руку в кулак и поднимите вверх два пальца (указательный и мизинец) — вышел зайчик. Если пальцы подогнуть — выйдет котёнок или собачка. А для достоверности можно нарисовать мордочку — прямо фломастером на руке.
Кто летает
Просто называете различные объекты. Если этот самый объект умеет летать — надо поднять вверх руки, если он нелетающий — хлопнуть себя по коленкам. "Голубь летает? Рыба летает? Ворона летает? Самолёт летает? Тарелка летает?" Играть начинайте в медленном темпе, а потом всё убыстряйтесь и убыстряйтесь. При таком ускорении начинается путаница — выходит очень смешно. Задание можно усложнить: если то, что называете, не летает, а плавает — надо опустить руки вниз и поболтать ими, словно в воде, если объект живёт на суше — надо развести в стороны руки и снова соединить на уровне груди, ну, а если летает — поднять руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. (Заметили? Получилась не просто игра, а небольшая зарядка).
Так или не так
Суть игры : вы произносите фразу и считаете до трех, а ребёнок должен успеть сказать, верно это или нет. Вот вам фразы для начала игры : "Мы выехали рано утром", "Ещё было совсем темно", "Марка нашей машины — "Нева", "У рыбы есть хвост", "У курицы есть плавники". Для дошколёнка, конечно, подбирайте фразы полегче, а считайте до трё х так: "Два с половинкой, два с хвостиком. ". Тогда малыш успеет сориентироваться и верно ответить. И почувствует себя победителем.
Детей старшего школьного возраста тоже можно заинтересовать.
Ассоциации
Вам понадобится разве что удобно сесть.
Располагаемся как можно ближе друг к другу. Ведущий загадывает слово тому, кто сидит к нему ближе всех. Следующий должен моментально
сказать ассоциацию к нему своему соседу. И так по цепочке, чтобы слово вернулось обратно. В конце концов с первым загаданным
словом происходят необыкновенные метаморфозы: черное становится зеленым, огромное – удивительно маленьким и т. п.
Совет: если игра становится скучной, начните придумывать ассоциации к чему-то конкретному. Например, к книгам или мультфильмам.
Узнай меня
Вам понадобится достаточно пространства, чтобы сесть в круг
Ведущему завязывают глаза, он встает или садится в центр. Остальные меняются местами. Ведущий должен отгадать по какой-либо части тела, кто
перед ним. Например, можно подставлять руку или ногу, плечо или даже голову. Определите, насколько ваша команда хорошо знает друг друга.
Совет: попробуйте потом узнавать друг друга, например, по голосу (конечно, разрешается искажать голоса)
Крокодил
Вам понадобится достаточно места для ведущего и его широких движений
В эту игру вы наверняка уже играли, но если нет, то вот правила. Ведущему загадывается слово или фраза (в зависимости
от возраста). Тот должен без использования голоса показать так, чтобы кто-то из отгадывающих понял, о чем речь. Тот, кто отгадал,
становится следующим ведущим. А ведущий, который только что показывал слово, загадывает для него следующую задачку.
Совет: для пущего интереса можно играть по типу шапки: написать слова или взять из приложений в телефоне и показывать их на время в команде.
Огурец
Вам понадобится что-нибудь съедобное, хрустящее и хорошо вымытое
Да, взрослым эта игра не очень нравится, но дети ее обожают! Все встают очень плотный круг, ведущий остается посередине. Кто-то
держит за спиной что-нибудь съестное и очень хрустящее. Например, яблоко.
Задача ребят – передавать это яблоко или огурец по кругу так, чтобы ведущий этого не заметил (да и ронять его
не стоит, пожалуй). При этом периодически нужно этот предмет кусать, чтобы ведущий не видел. Когда ведущий указывает на какого-то игрока,
ему нужно тут же показать руки: видишь, нет ничего в руках. Задача ведущего – найти яблоко. Задача остальных – съесть
его.
Совет: помойте все-таки фрукт или овощ!
Контакт
Вам понадобится только сесть как можно удобнее и выбрать ведущего.
Дети обожают эту игру. Ведущий загадывает слово и называет первую букву. Например, загадал слово «Молоко» и называет «М». Остальные должны
объяснять друг другу (так, чтобы ведущий слышал и смог среагировать, да и не все сразу) слова на букву «М». Как
только объясняющего кто-то понял, он говорит «Контакт!» и они оба считают до 3-х. Если ведущий тоже понял, он быстро говорит
это слово. Угадал – пусть остальные опять мучаются и придумывают новое объяснение. Не сказал ничего – на счет три объяснивший
и его партнер называют слово. Угадали – ведущий называет следующую букву (в нашем случае «О») и теперь остальные придумывают слова
на «МО» («море», например, подойдет). Как только кто-то произносит слово ведущего, он выигрывает, загадывает новое слово и игра начинается сначала
(о, да, она может быть бесконечной).
Совет: помогайте процессу и не давайте детям кричать всем вместе. Игра все-таки командная
Данетки
Вам понадобятся (в некоторых вариациях игры) листы бумаги
Вариантов игры несколько. В каких-то ведущий загадывает какую-то сложную запутанную ситуацию. Остальные должны определить, что произошло. При этом они могут
задавать вопросы только на «Да», «Нет» или «Не имеет значения».
В других, каждый пишет на листе бумаги или на стикере имя известного персонажа, актера или просто знакомого всем человека. Все
меняются этими листками (не смотря) и прикрепляют, например, себе на лоб. Задача каждого – определить, кем он является. Он по
кругу задает другим вопросы, на которые те могут отвечать только «Да», «Нет» и «Не имеет значения». Если ответ «Нет» -
начинает задавать следующий игрок. На бумажки, конечно, смотреть нельзя.
Вариант, когда один загадывает персонажа, а остальные задают ему вопросы, конечно, тоже может быть. Тут уж ваша фантазия не ограничена!
Совет: просто попробуйте сыграть. Поверьте, это затягивает (мы бы советовали взять стикеры в дорогу)
Фанты
Вам понадобятся листы бумаги, ручка и какой-нибудь мешок или пакет.
Каждый игрок получает несколько листков, на которых пишет разные смешные задания или вопросы. Все кладут свои листочки в общий пакет
и придумывают какое-нибудь сложное упражнение-наказание. Например, сделать 30 отжиманий (да, перед конкурсом такое лучше не вытворять).
Первый игрок вытягивает фант и читает задание или вопрос. Если не может ответить или сделать – делает наказание. Если делает – очередь переходит к следующему.
Совет: предупредите детей, что вы окружены людьми и их играм не стоит задевать окружающих.
Мафия
Вам понадобятся карты, специальный набор для мафии или, в крайнем случае, листы бумаги + ручки.
Вариантов этой игры также огромное множество. В ее тонкостях можно разбираться бесконечно. Единственное, в чем сходятся все любители «Мафии» -
для начала игры нужно выбрать ведущего, который будет поддерживать обсуждение, а также раздать карты, так, чтобы никто не видел.
На картах для каждого игрока приготовлены роли. Стандартные роли: мафия, доктор, комиссар/коп/полицейский, мирный житель. Каждую «ночь» - время, когда все
закрывают глаза, ведущий поочередно вызывает каждую ролевую карту (конечно, кроме мирных жителей, потому что мирные жители ночами спят). Мафия решает,
кого убить и показывает ведущему. Доктор решает, кого лечить. Полицейский кого-нибудь проверяет и показывает ведущему. Если доктор попадает на выбранную
мафией жертву, она остается в игре. Если комиссар попадает на мафию, ведущий показывает большой палец – угадал.
Задача мафии – избавиться ото всех. Задача мирных жителей – вычислить мафию и сохранить город. Каждый «день», после того, как
объявили, кто выбыл из игры, происходит обсуждение и голосование – кого город считает мафией. Голосованием выбираются кандидатуры. Каждому кандидату дают
сказать убедительную речь. Заключительным голосованием кого-то выбивают из игры (уже выбывшие голосовать не могут, а также не могут голосовать кандидаты).
«Ночь» и «День» повторяются, пока какая-то команда не станет победителем.
Совет: когда обычная версия станет уже скучной, вы можете поискать другие вариации с большим количеством ролей.
Четверо на диване
Вам понадобятся две скамейки, стоящие друг напротив друга (или иным образом выделенные посадочные места - в поезде, например, будет удобно
на противоположных полках играть, бумажки и ручки
В игре 8 играющих, которые делятся на две команды. На одной скамейке (она будет «диваном) – 4 места, на другой
– 5. На бумажках надо написать имена всех играющих и раздать их всем. Игроки садятся в шахматном порядке (справа и
слева от игрока должны быть соперники, одно место оставляют пустым. Берут бумажки с именами и никому их не показывают. Тот,
у кого слева осталось одно место называет произвольно имя одного из играющих. Все проверяют свои бумажки. Тот, у кого оказалось
это имя, пересаживается на свободное место и меняется местами с человеком, который его «вызвал». Следующим «вызов» делает тот, у кого
слева оказывается свободное место. Задача игроков – посадить свою команду на диван, а соперников оставить на стуле.
Совет: намекните игрокам, что надо следить за перемещением имен в руках
Наборщик
Вам понадобятся листы бумаги, ручки и хороший словарный запас
Игрокам за определенное время (не больше 5-10 минут) предлагается собрать как можно больше слов, используя только буквы из одного длинного
слова. Электростанция, разгильдяйство, достопримечательность, четырехугольник, переламывание… Найдите слова подлинней и предложите детям поиграть. Слова, которые не повторяются ни у кого
оцениваются в 5 баллов. 1-2 повтора – 3 балла, больше повторов, но не у всех – 2 балла, а если
у всех – только 1 балл. Кто заработал больше очков, тот и выиграл.
Совет: играйте вместе с родителями, они помогут расширить детский словарный запас и объяснить непонятные слова.
Песенник
Вам понадобится придумать заранее темы для игры
Игра очень простая, но не подойдет вам, если вы находитесь в людном месте и не хотите беспокоить других людей (а
если хотите их встряхнуть – тогда пожалуйста). Вы делите группу на несколько команд и задаете тему. Желательно какую-нибудь очень простую:
дружба, лето, счастье… А они по очереди поют отрывки песен, где эта тема присутствует. Тот, кто не может придумать и
спеть песню на заданную тематику, проигрывает.
Совет: можно упростить (или усложнить). Помните, как в старом телешоу предлагали слово или сочетание слов? Можете попробовать и так. А
можно сделать, как в шапку – заранее или на месте нарезать темы или слова.
Снежный ком
Вам понадобится просто подбить свою группу на эту довольно непростую игру
Ее очень любят использовать в лагерях при знакомстве. Первый игрок называет свое имя и, например, свое увлечение. Получается два слова.
Следующий должен назвать все, что сказано до этого, добавить свое имя и свое увлечение. И так по цепочке, пока кто-то
не ошибется. Вы можете многое узнать и запомнить друг о друге! Попробуйте добавлять любимые цвета, любимые песни, любимых животных и
другие любопытные сведения. Когда пойдете на второй круг – можете сменить тему, например. Или добавить что-то по первой заданной теме.
Совет: больше людей – крепче будет память!
Испорченный телефон
Вам понадобится очень удобно сесть. В круг или в линию. Так, чтобы каждый мог по крайней мере дотронуться друг до друга.
Эта игра, конечно, известна всем еще с садика. Но почему-то в почтенном подростковом возрасте о ней забывают. А зря! Нужно
просто ее усложнить. Первый человек шепчет на ухо своему соседу какое-нибудь слово или фразу (не стесняйтесь, используйте что-нибудь посложней). Следующий
сразу же, не переваривая услышанное, передает все соседу. И так по цепочке.
Угадайте, что получится в конце? Уж точно не то, что было «отправлено!»
Совет: чем больше людей и чем более шумное помещение вы выбрали, тем веселей будет играть.
Рифмоплеты
Вам понадобится, возможно, заготовить слова, к которым есть много рифм.
Игра, конечно, очень простая. Водящий называет слово, а игроки по кругу по очереди подбирают к нему рифмы. Кто не смог подобрать – загадывает новое слово.
Совет: игра отлично развивает речевой запас, используйте незнакомые слова и тут же объясняйте их значение.
Море волнуется
Вам понадобится достаточно пространства и немного фантазии
100% все играли в «морскую фигуру» в детском саду или школе. Выбирается ведущий, который произносит считалочку: «Море волнуется раз, море
волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».
Когда считалочка заканчивается, все должны замереть в очень «морских позах». Ведущий проходится между фигурами и должен заметить, кто двигается. Он
может выводить на смех, даже щекотать. Кто не выдержал, становится новым ведущим.
Совет: попробуйте изменить «морскую тему». И пусть ведущий угадывает, что же такое показывает каждый участник. Все-таки «фигуры» надо строить осознанно.