Маргарита Владимировна Черных
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем речь детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов
«Развиваем речь детей средствами театрализованной деятельностью»
Составитель: Черных М. В.
Театр - самый демократичный и доступный вид искусства для детей. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе. В театре возникает так называемый эффект присутствия. Всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Развиваем речь детей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет решать не только педагогические задачи, касающиеся художественно - эстетического развития. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; интеллектуальным развитием, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Помогает действовать детей в команде, развивает у них умение согласовывать свои действия с действиями других, регулирует поведение, то есть позволяет формировать опыт социального поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность, учит детей доброте, смелости. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, побороть свою застенчивость и робость, учит детей, как и уступать, так и конкурировать, Театральная деятельность дает неограниченные возможности для фантазирования
Но особенно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения, формированием выразительности речи ребенка, развитием мелкой, мимической и общей моторики, развитием согласованности речи с движениями, пополнением и активизацией словаря детей, коррекцией речевых нарушений детей и развитием их мотивации на устранение своих речевых дефектов. закреплением речевых навыков и умений).
Так как дети с тяжелыми нарушениями речи быстро утомляемы, у них достаточно быстро проходит интерес к деятельности, важно разнообразить театрализованную деятельность использованием разных видов театра.
И так, скажем несколько слов о наиболее часто встречающихся и наиболее интересных и доступных видах кукольного театра:
Театр кукол Бибабо. Простейшие куклы, состоящие из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
Настольно-плоскостной театр. Плоские фигурки не лежат на плоскости, а стоят на ней.
Театр оригами. Используются фигурки, сложенные из бумаги в технике оригами или маски, или пальчиковые игрушки.
Театр на цилиндрах. Куклы изготовлены из цилиндра, на котором можно нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. Или нарисовать и приклеить на цилиндр персонажи сказочных героев.
Конусный театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см.
Пальчиковый театр. Это набор фигурок-персонажей, которые должны надеваться на отдельные пальцы. Могут быть изготовлены из различных материалов из фетра, бумаги и связан из ниток, так называемый вязаный
Театр ложек. За основу берутся деревянные, пластмассовые, одноразовые ложки, легкие и удобные в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа (мордочку лисы, волка, медведя, колобка и т. д.). Можно приклеить готовые. Каждая ложка (теперь это театральный персонаж).
Театр на дисках. Это один из видов самодельного театра, за основу персонажей для театрализованной деятельности берут СД диски
Театр теней. Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.
Варежковый театр или Перчаточный театр. Это разновидность театра кукол, где персонажи и декорации создаются из простых вещей, таких как варежки, носки, перчатки
Штоковый театр. Это с персонажами на палочках. Их удобно держать в руках и руководить представлением.
Театр на яйце. Для кукол используют капсулы от киндер-сюрприза, но можно купить деревянные яйца и расписать их сказочными героями.
Платковый театр. Куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.
Театр топотушек. Роли в нем «исполняли» ноги артистов: малышей и педагогов. Но есть вариант Театр «Топотушки» (пальчиковый) представляет собой фигурки персонажей различных сказок, а также герои придуманных детьми историй с дырочками для пальцев. Персонажи изготовлены из разного материала (пористая резина, картон, ткань).
Театр из Крафт пакетов. К пакетам приклеиваются картинки героев или их можно нарисовать. героев используя различные материалы.
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует особого подхода.
Для успешного освоения театрализованной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения необходимо начинать работу поэтапно:
1 этап: На первом этапе необходимо вводить игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
2 этап: На втором этапе необходимо вводить игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
3 этап: На третьем этапе происходит переход к драматизации стихов,
прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
4 этап: Четвертый этап – переход к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные режимные моменты.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Уважаемые родители и педагоги! Помните, что занятия театром сделают жизнь наших детей более интересной и насыщенной, наполнив её яркими впечатлениями и радостью творчества.