Папки-передвижки

Консультация для родителей «Хочу то, хочу это»

Валентина Тогой
Консультация для родителей «Хочу то, хочу это»
▼ Скачать + Заказать документы

Мама забрала 4-х летнюю Алю из детского сада и по дороге домой вспомнила, что надо ещё купить молоко и хлеб. А с Алей в магазин не заходи. Так и есть! Не успели переступить через порог булочной, как девочка устремляется к стеклу и радостно кричит: «Я это хочу, смотри! Это купи!»

Это оказывается набором шоколадных фигурок и стоит 50 рублей. Мама объясняет, что тогда не хватит денег на хлеб. Дочка не слушает, дергает за рукав, тянет к кассе. Среди покупателей находится заинтересованное лицо – пожилая дама: смотрит неодобрительно, покачивает головой, начинает увешивать девочку. Чтобы поскорее закончить неприятную сцену, мама покупает шоколадку подешевле и выволакивает недовольную Алю на улицу.

Публикация «Консультация для родителей „Хочу то, хочу это“» размещена в разделах

В молочном магазине всё повторяется снова, потому что там тоже есть кондитерский прилавок. Сторговываются на баночке клубничного йогурта – всё таки полезно! – плюс жвачка. Но главное мамино испытание ещё впереди – надо пройти мимо киоска «Мороженое». Аля вырывается вперед и, пристав на цыпочки, внимательно изучает всё, что выставлено в окошке. После некоторых колебаний выбор сделан: «Вот эту красивую трубочку!». Мама уставшая от споров, соглашается, но ставит условие: «Положи в холодильник, съешь после ужина».

Аля требует, чтобы мороженое не клали в сумку, несёт его сама и в лифте успевает развернуть и полизать. «Может быть, повышенная потребность в сахаре?» - размышляет мама. Но ведь Аля выпрашивает не только сладости. Недавно пошли с ней в игрушечный магазин и не рады были: «Купи куклу! Купи обезьянку! Купи колясочку!» Когда уж очень доймёт Аля своими «купи!», начинается обсуждение проблемы на семейном совете. Кипят страсти – родители и бабушки обвиняют друг друга в том, что разбаловали девочку, ни в чём не отказывают. Решают больше не покупать! Начинается пора Алиных слёз, хмыканья, приставанья, и выдержки у взрослых не хватает. Мама, не рассказывая папе, папа не рассказывая маме, бабушка, не рассказывая им обоим, начинают снова покупать Але то, что она хочет. Дать всегда легче и приятнее, чем отказывать. Отказать – себе дороже – наспоришься с ребенком, нанервничаешься. Да и видеть детские слёзы не хочется. Ребёнок, и правда не должен часто плакать, быть недовольным, чувствовать какую-то ущемлённость. Так где же ключ к решению проблемы?

Обратимся к психологам, детским врачам, педагогам, и они скажут: есть ключ, но лежит он не близко, овладеть им не просто, ибо задача не в том, чтобы чаще и непреклонно звучало родительское «нет», а в том, чтобы реже и мягче – детское «хочу». «Хочу» - важная проблема, пишет детский невропатолог В. И. Гарбузов. – Пожалуй, вокруг удовлетворения или отказа в «хочу» концентрируется процесс воспитания. Из «хочу» вырастают притязания человека. На достижение «хочу» направлен его темперамент. «Хочу», как и не «хочу», возникает уже до года. Именно из «хочу» рождается «нельзя», из «нельзя» сверхпроблема «надо». От путей ее решения на первом году жизни и до 5 лет во многом зависит, станет человек социально благополучным или эгоистом, трудным. Вот как рано надо начинать – на первом году! А упустили время – не остается ничего другого, наверстывать. Не будем же отмахиваться от детского «купи», говорить наскоро «нет» или «да». Каждое «хочу» требует нашего внимания, даже анализа, насколько действительно нужно ребенку то, что он просит, насколько порадует, принесет пользу.

Что касается, к примеру, Алиного пристрастия к сладкому – заглянем в книгу К. С. Ладодо и Л. В. Дружининой «Продукты и блюда в детском питании» и узнаем, что дневная норма сахара для детей от 3 до 7 лет – 55 граммов. Не грех, конечно, если когда – то Але перепадет и больше, но постоянный избыток сладостей – это уже бедствие: перегрузка поджелудочной железы, путь к ожирению, диабету.

Ощущение меры сладкого, как и соленого, - дело привычки, это известно всем. Но вот что удивительно: некоторые психологи считают, что любые частые подарки тоже создают у ребенка некоторое привыкание, постоянное напряженное ожидание: что подарят еще? Без очередного подарка ребенок уже чувствует себя некомфортно, а, получив, удовлетворяется на короткое время.

Потребность в продуктах питания рассчитана специалистами до грамма. А сколько надо игрушек? Тут уж поистине не числом, а умением – умением играть. А этому ребенка учат взрослые. Девочке, конечно нужны куклы, мальчику – машинки, им обоим – конструкторы, строительный материал, картинки для раскрашивания, пластилин для лепки, мяч, прыгалки, чтобы играть на воздухе. Чем лучше развит интеллект ребенка, чем богаче его фантазии т воображение, тем содержательнее, разнообразнее может он обыграть любую, простую игрушку, пусть даже деревянные брусочки или тряпичную куколку. А есть ли у ребенка любимая игрушка? Такая, с которой он ни за что не хотел бы расстаться, поменять на новую? Когда дольше сохраняется радость старых, привычных игрушек, реже хочется новую, ребенок меньше скучает, а ведь выпрашивает чаще от скуки. Очень желанную «вымечтанную» игрушку почему бы и не купить? Не по первому требованию, а скажем, на праздник, день рождения или в качестве поощрения. Впрочем, с поощрениями осторожнее! «Будешь слушаться – куплю Барби», «Поливай всю неделю цветы, в воскресение куплю мороженое», «Получишь три пятерки – куплю футбольный мяч». Казалось бы, найден стимул дисциплины, прилежания, трудового воспитания, счастливо решена проблема подарков! Но подумаем: не вступаем ли мы с собственным ребенком во взаимоотношения купли – продажи? Не заменяем нравственный стимул прагматическим расчетом, корыстным интересом? Не облегчаем ли жизнь самим себе?

Психологические исследования показали, что к бескорыстно добрым поступкам более склонны дети, с которыми родители чаще бывают вместе – играют, смотрят и обсуждают мультфильмы, читают им, рассказывают сказки. Вы устали, озабочены, раздражены? И все – таки уделите ребенку больше времени, старайтесь развивать его познавательные творческие способности, и он будет меньше мучить вас выпрашиванием игрушек и сладостей. Правда, нынче игрушки и сладости очень дороги. Бывает, что и стоило бы, и хочется, а не купишь. Что же приходится (и не без пользы для ребенка) объясняет: нет у нас сейчас денег, подожди, потерпи.

Сегодняшняя педагогика рассматривает ребенка как полноправного члена семьи. Он вправе, конечно, и желать чего – то и просить, но сколько же усилий приходится приложить, чтобы просьбы эти не остановились назойливыми, не перерастали в требовательность! Чтобы буквально с пеленок постигал ребенок великую народную мудрость «На всякое хотенье есть терпенье». Чтобы становился способным на самоограничение, без которого слишком трудно – по себе знаем! – жить в этом полном соблазном мире.

Публикации по теме:

«Летние картинки». Стихи для детей автор-Татьяна Петухова Солнце жаркое с утра. -Бежим на пруд,- кричит сестра- Давай за руки вдвоём Вместе в пруд сейчас нырнём?- -Как ей.

Салат на быструю руку. РецептСалат на быструю руку. Рецепт И хотя Новый год уже позади, все вкусные салаты приготовлены и съедены, а гости всё идут и идут, едят и едят, пьют и пьют, вам незаменимо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Хочу то, хочу это»
Опубликовано: 27 марта 2015 в 22:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Хочу то, хочу это»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тогой в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД