ксения мартынова
Консультация для родителей «Если ребёнок ведёт себя как клоун»
▼ Скачать + Заказать документы
Даше скоро семь лет. У нее появилась отвратительная привычка дразнить всех в семье. При этом она гримасничает и кривляется, строит рожи. Ей кажется, что она удачно изображает жесты и мимику окружающих. Это очень неприятно, и все обижаются. Никакие уговоры не помогают. Такая неблагодарность, даже плакать хочется! Но может это проявление какой-то болезни?
Кривлянье - вовсе не игра. Но где находится ключ к этой загадке?
Придется провести небольшое детективное расследование.
1. Наблюдения психологов говорят о том, что показное паясничанье может быть вызвано повышенной потребностью добиться от окружающих оценки, удивления, внимания или расположения.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок ведёт себя как клоун“» размещена в разделах
Кривляющийся ребенок из эгоистического желания быть центром группы привлекает к себе внимание. Он стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, все должны заниматься только его персоной. А это означает не что иное, как очередной каприз или прихоть. По-другому привлечь к себе внимание такой ребенок не может.
Маленький человек перед взрослыми и сверстниками вытворяет уму непостижимое: то разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает героические поступки на удивление окружающим, то дразнит всех подряд.
А причина шутовства в том, что ребенок интуитивно чувствует, что у него не хватает качеств, которые в данном возрасте должны быть и есть у других детей.
Привычка через шутовство и кривлянье удовлетворять потребность в любви и внимании имеет свои причины, но более глубокие и скрытые.
2. Прежде всего, кривлянье - это внутренняя неудовлетворенность и неуверенность ребенка в себе. Паясничанье служит компенсацией за неуклюжесть, полноту или физическую слабость; или за недостаток уменья в играх; или за неумение наладить дружеские отношения и войти в коллектив ровесников.
Я наказал внука, но вместо раскаяния и стыда он вдруг начал дразнить меня. Настоящий паяц. От неожиданности и обиды я поставил его в угол, а сам просто ушел в другую комнату.
О чем сообщает нам поведение этого мальчика. Может быть, наказание было несправедливым или ребенок не понял, за что наказан. Он протестует, он бы и рад все исправить, но не знает как. Возникает чувство неуверенности. Но взрослый не понял ребенка, и проблема осталась нерешенной.
3. Разыгрывание спектаклей и паясничанье - типичная черта детей эмоционально неудовлетворенных в семье.
События в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, ведь мы, взрослые, погружены в свои проблемы, суету и текучку забот и волнений. В нашей жизни нет времени и сил на малыша, и он заставляет нас любым способом экстренно обратить внимание на свою персону. Ребенок привыкает к тому, что мы обращаем на него внимание, только тогда, когда он начинает кривляться.
4. Единственная разученная роль - маленький шут. Бывает, что клоунаду начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры. К ним долго относились как к маленьким, не давали проявить самостоятельность и не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Таяли от их шалостей и не позволяли играть более взрослую общественную роль.
Взрослые долгое время навязывали ребенку роль славного домашнего шута. Малыш вошел в эту роль и сжился с ней, воспринял ее как свое предназначение, а вот изменить свою роль он не умеет и не знает, как это сделать.
Как помочь маленькому кривляке?
Чтобы избавиться от вредной привычки, которая может перерасти в черту характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка.
Пусть беспокойство и ревность ребенка безосновательны, но эти чувства живут в сознании маленького человечка и направляют его поведение.
От кривлянья обязательно нужно избавиться. Знание особенностей своего ребенка и анализ ситуации помогут вам избрать нужную тактику.
Первая тактика.
Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах. Дайте ему возможность одерживать маленькие победы.
ТЫ:
- сам застелил постель;
- красиво нарисовал картинку;
- перепрыгнул огромную лужу;
- сумел сложить свои книжки;
- не забыл полить цветы;
- покачал сестренку в коляске.
Ты - молодец!
Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, мы воспринимаем с интересом и вниманием: признаем, хвалим, оцениваем, вместе учимся, а тем самым усиливаем стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала никогда не бывает вредной.
Мы подскажем ребенку, как он может реализовать себя в целом ряде полезных дел, которые оценят другие дети и взрослые.
Это может быть, например:
- коллекционирование,
- спортивные игры,
- необычное умение,
- интересные знания о динозаврах или звездах, о планетах или
стихийных бедствиях, о животных или птицах.
Подскажем и чуть-чуть поможем - вот те средства, которыми мы сможем усилить уверенность ребенка. А как мы уже знаем, именно в ней все дело!
Важно укрепить в ребенке сознание того, что он многое умеет и делает это хорошо. Или только учится и очень старается, а значит, все получится. Что в семье с ним считаются как с полноправным членом; что родители любят его и что на свою семью он всегда может положиться.
Вторая тактика
Вторая тактика дополняет первую. Нежелательное кривлянье пройдет, если мы не будем усиливать и поддерживать его вниманием, смехом, интересом, оценкой.
Любое шутовство всегда должно оставаться без отклика.
Детей-кривляк бесполезно наказывать. Ведь наказание - тоже отклик, а потому не должно быть никакой брани, никаких наказаний. Они абсолютно не эффективны.
В сознании ребенка наказание служит еще одним доказательством несправедливого к нему отношения. А значит, борьба и протест в виде гадкого обезьянничанья только усилятся.
Врачевать можно только добром. Не забывайте об этом, особенно когда речь идет о самом дорогом в жизни - о наших детях.