Елена Сидорова
Консультация для родителей «Детское переутомление»
Сегодня хотелось бы акцентировать внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей : "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"
Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя.
Публикация «Консультация для родителей „Детское переутомление“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, хореография, бассейн и многое другое.
С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.
Резервы психики дошкольника очень малы еще, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения.
Сначала ребенок устает, потом утомляется, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.).
А что же это такое утомление?
Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.
По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
- повышенная отвлекаемость;
- частая смена позы;
- непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);
- неприятная мимика (кривляние, тики);
- неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.);
- подавленное настроение;
- медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;
- трудности с засыпанием.
Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.
Что можно сделать для профилактики утомления:
• естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;
• удовлетворять потребность ребенка в движении, в общении, познании нового, но при этом учитывать его индивидуальные особенности;
• соблюдать режим;
• сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;
• обеспечить больше витаминов для своего ребёнка;
• чаще гулять, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;
• проветривать комнаты, где ребенок спит, играет;
• предлагать новые игрушки, игры. Играть вместе!
• дозировать просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.
Нормы продолжительности занятий, сна и прогулки
для детей дошкольного возраста.
Продолжительность занятий в дошкольном возрасте
В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет —25 минут, в 6—7 лет —30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.
Продолжительность сна у детей
Возраст
3—4 года
4—5 лет
5—6 лет
6—7 лет
Дневной сон
2
2
1,5
1,5
Ночной сон
10
9,5
9,5
9,5
Продолжительность
сна (часы)
Суммарно 12 11,5 11 11
Пребывание детей на свежем воздухе
Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.
А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку. Ребёнок тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!
Конечно, каждый родитель стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, но прежде всего психологически здоровым.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).
Итак, чтобы избегать переутомления необходимо соблюдать режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.