Минеева Екатерина
Консультация для родителей «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Страхи тоже могут быть полезными! Только подумайте, как бы мы существовали, если бы были бесстрашными? Ведь инстинкт самосохранения и страхи помогают нам предвидеть опасные ситуации и избегать их. Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
Несмотря на негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:
Публикация «Консультация для родителей „Детские страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Страх является средством познания окружающей действительности, что приводит к более избирательному отношению к ней и может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;
Страх, как реакция на угрозу позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Для каждого возраста, начиная с самого детства, характерны разные страхи.
2-3 года
Некоторые страхи второго года жизни переходят на третий год: например, боязнь врачей, уколов и резких звуков.
По мере взросления малыша привязанность к родителям возрастает. Из-за этого может возникнуть страх одиночества и потери эмоционального контакта с мамой.
Часто в этот период на ребенка обрушивается много запретов, причем некоторые родители начинают применять запугивания («Сейчас отдам тебя бабайке!») Это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. Поэтому рекомендуется не прибегать к такой тактике воздействия на детей, она дает временные и мнимые результаты.
В этот же период дети нередко начинают бояться животных, так как начинают понимать, что они не такие уж и безобидные. В этот период стоит уделить особое внимание на то, как надо себя вести по отношению к животным («Чужую собачку нельзя гладить без спроса», стоит объяснить ребенку, каких животных нужно остерегаться, а в каких случаях можно не беспокоиться («Червячок безобидный, он не кусается»).
3-5 лет
Для этого возраста характерно активное развитие воображения, поэтому у ребенка могут появиться воображаемые страхи (Баба Яга, Зомби, т. д.). Поэтому ребенок может бояться оставаться один или бояться темноты.
Если в семье царит спокойствие и родители поддерживают ребенка, особенно отец, как символ надежности - воображаемые страхи быстро проходят.
Для этого возраста так же характерны страшные сны. Дети боятся засыпать, боятся спать одни. В данном случае родителю важно поговорить с ребенком о его страхах, постараться их развеять, посидеть с ним, пока он не уснет, оставить включенный ночник.
От прошлых лет могут остаться и реальные страхи уколов, боли и неожиданных звуков, появляется боязнь крови, воды, замкнутого пространства.
5-7 лет
В этом возрасте страхи наиболее выражены, так как ребенок уже очень хорошо осознает возможные последствия в случае опасности. Появляется главный страх этого возраста – страх смерти, не только своей, но и близких родственников. На основе страха смерти могут возникнуть различные «сопутствующие» страхи – страх перед животными («Покусает, и я умру», боязнь огня («Обожгусь, сгорю», страх перед водой («Утону», боязнь привидений, войн («Все погибнут», нападений («Меня побьют, будет больно», болезней («Заболею и умру»). Данные страхи имеют более обостренную форму у впечатлительных, физически ослабленных детей. Коне6чно защитить ребенка от всех страхов невозможно, но можно помочь ему их осознать, уменьшить и преодолеть.
С возрастом ребенка «взрослеют» и страхи. Если страхи появляются в своё время и не слишком бурно протекают, то они - естественные спутники развития вашего малыша. Если же страхи становятся навязчивыми, причиняют ребенку страдания, не дают спокойно общаться и развиваться, а ваши усилия по их устранению безуспешны, то попробуйте обратиться по этому поводу к детскому психологу.
Как же помочь ребенку преодолеть страх?
1. Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, пусть он почувствует свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим дня, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
2. Ребенку очень важен телесный контакт: обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе.
3. Расспрашивайте ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
4. Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть плюшевая игрушка станет верным другом и преданным защитником.
5. Избегайте просмотров ребенком пугающих мультфильмов, поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
6. Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает. Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечную собаку, прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
7. Проигрывайте ситуации, пугающие малыша.
8. Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации, чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
9. Рассказывайте ребенку истории, в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх.
Таким образом, мы выяснили, что страхи в разной степени проявления присущи всем, но устойчивые страхи мешают развитию ребенка. Такие страхи могут привести к образованию эмоциональных нарушений даже во взрослом возрасте.