Екатерина Костина
Консультация для родителей «Детям о космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
Новая лексика: обогащаем активный и пассивный словарь:
Существительные:
земля, луна, месяц, солнце, планета, космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический, космодром, станция, спутник, комета, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка. названия планет (Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Меркурий, Уран, Венера).
Глаголы:
Публикация «Консультация для родителей „Детям о космосе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Консультации для родителей
- Темочки
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
Прилагательные:
солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, первый, межпланетный, звёздное.
Совместная деятельность с ребенком:
1. Просмотр с родителями и детьми мультфильмов («Тайна красной планеты»; «Загадочная планета»; «Незнайка на Луне»).
2. Чтение родителей с детьми произведений (на выбор) : Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»; Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»; В. П. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Нагибин «Рассказы о Ю. Гагарине»; Г. Черненко «Как человек в космос полетел?».
Беседа
Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
Загадки:
1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
2. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
3. Ночью светит нам она,
Белолицая …. (Луна)
4. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
5. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Текст для пересказа:
«ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?»
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай, меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. (Г. Цыферов)
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Динамическая пауза:
Пальчиковая гимнастика
Это что за потолок? (Разводят руки над головой)
То он низок, (Поочерёдно разгибают
То высок, пальцы из кулака на обеих руках
То он сер, одновременно.)
То беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой (Попеременно ударяют кулак
Такой красивый — о кулак и ладонь о ладонь.)
Кружевной и синий-синий!
Л. Сандлер
Играем с ребенком дома:
1. Игра «Почему бывают день и ночь»
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход —. (заход, север —. (юг, свет —. (тьма, холод —. (жара).
Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод —. (холодит); север —. (северный, ночь —. (ночной, пасмурно —. (пасмурный).
Спросите, каким может быть: утро. (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное.); день, вечер, ночь?
2. Игра «Звезды»
Ход игры: скажите ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!
Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению) к словам: огромный. (грандиозный, громадный, быстрый. (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый —. (медленный, огромный —. (крохотный).
3. Игра «Почему в космос летают на ракете»
Ход игры: расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания) : огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.
4. Игра «Составь предложение из слов»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Ракета, космос, летать, в.
5. Игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, приземлиться, припоздниться
Игровые упражнения:
1. «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например: далёкий — близкий, тесный —. , большой —. , улетать —. , высокий —. , взлетать —. , известный —. , включать —. , тёмный —. , подниматься —. , яркий —.
2. «Сосчитай -ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Например: Один большой метеорит, два больших метеорита,., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,. Одна быстрая ракета,. Один опытный космонавт,.
Одна далёкая планета,.
3. «Где какой?»
На Земле – земной, на луне – …. (лунный, на солнце – (солнечный,
на планете – …. (планетный, между звёзд – (межзвёздный, между планет – …. (межпланетный)
4. «Измени по образцу»
Солнце – солнечный, космос –(космический, спутник – (спутниковый, луна – … (лунный, орбита – (орбитальный, звезда – (звёздный).
5. «Передай сигнал» (делим слова на слоги) : пла-не-та, ра-ке-та, ко-ме-та, солн-це, кос-мос, лу-но-ход.
6. «Звуки потерялись» : …путник (спутник, …ланета (планета, …везда (звезда, …акета
(ракета, …уна (луна, …осмос (космос, …омета (комета).
7. Развиваем зрительное внимание, мелкую моторику:
Найди на рисунке две одинаковые ракеты и раскрась их.