Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Что делать, когда ребёнок капризничает»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?
Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки. А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет. Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать». На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, когда ребёнок капризничает“» размещена в разделах
Что ребёнок в этот момент может чувствовать? Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.
Когда ребёнок капризничает, что он чувствует? Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т. д.
Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится.
Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, вырываться и т. д.
Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику. Если правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.
И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в неуправляемую истерику.
Вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:
1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит.
Например: «Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».
«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке». Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка. Отвлеките внимание ребёнка. когда он капризничает.
Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаё те ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает». Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.
2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.
Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают.
3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания.
4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства.
Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях.
5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать. Наши замечания часто указывают ребёнку на то, что ему делать НЕ следует. Например: «Не ной». Вместо этого, лучше подскажите ребёнку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Старайтесь, насколько это возможно, избегать делать замечания ребёнку, начиная с частицы «не». Например, «Пожалуйста, помоги мне», «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»,
«Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?».
В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту консультацию : удержите себя от привычных командных фраз; начните со слов «Я тебя понимаю»; опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен; обнимите его; предложите ему какое-то решение, варианты на выбор; подскажите, что нужно делать; или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.