Иванова Наталья Олеговна
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое адаптация?
В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается, ведь у малыша резко меняются привычные жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Иными словами, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши проявляют агрессивность;
понижение иммунитета.
По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Степени адаптации. Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.
Выделяют несколько степеней адаптационного процесса.
Лёгкая адаптация В этом случае малыш полностью вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации встречается довольно часто и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- спокойно рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести Адаптационный период в данном случае длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок часто болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.
Что влияет на адаптацию ребёнка?
1. Возраст ребёнка Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.
2. Состояние здоровья Дети с серьёзными хроническими заболеваниями достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют.
Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:
- ещё большее понижение иммунитета;
- рост восприимчивости к инфекциям;
- повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
- возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.
3. Уровень социализации Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям.
Советы психолога: больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. А именно:
1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают». Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т. д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
2. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т. д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику. Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как нужно хорошо себя вести!»
Психологи часто советуют использовать занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые посещают дошкольное учреждение. Причём сюжет игры должен повторять практически весь день дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься. Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте.
Можно использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.
Читайте стихи про садик, смотрите мультики, фото- и видео-презентации. Чем больше ребенок получит информации о новой для него среде пребывания, тем увереннее и спокойнее он себя будет чувствовать. Ведь неизвестность порой пугает и тревожит даже взрослых, не говоря уже о маленьких детях.
Как облегчить расставание с малышом
Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой, тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.
Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться регулярно, то малыш будет требовать материального поощрения буквально каждый день.
Полезно можете придумать какие-либо простые облегчающие расставание ритуалы. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук. Регулярное повторение знакомых малышу действий поможет ему обрести уверенность и уменьшить тревожность.
Чем можно помочь своему чаду?
Снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность, терпение и понимание; обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.
Не переживайте сильно, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
Очень полезно каждый день расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в группе: что кушал, в какие игрушки играл, с кем играл, ходил ли гулять и т. д. Если малыш еще не может сам давать полные ответы, задавайте прямые вопросы (да/нет) или проговаривайте за него. При этом обязательно акцентируйте внимание на положительных моментах. Такое упражнение поможет ребенку осознать, что в садике все было хорошо, что он там в безопасности, что с ним ничего плохого не произошло, пока мамы не было рядом.
Иногда слёзы и истерики при расставании – это «презентация», рассчитанная на маму (самого близкого человека). Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад.
Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить. Больше совместных спокойных и тихих вечеров: почитать книгу, полепить, порисовать; чаще обнимайте, целуйте малыша, говорите, как сильно Вы его любите. Ребенок остро нуждается сейчас в Вашем внимании, терпении и заботе.
Ошибки родителей в период адаптации.
1. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
2. Обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным перестанет доверять родителям и, как следствие станет более тревожным;
4. Не пугайте садиком и воспитателем! Нельзя говорить ребенку: «будешь себя плохо вести — пойдешь в сад», или «не буду забирать тебя из сада». Избегайте таких высказываний как: «воспитатель будет ругаться если. (мы опоздаем, если ты возьмешь эту игрушку, если будешь драться и т. д.)». Это приведет лишь к тому, что ребенок будет бояться садика и воспитателя, потому, что «он злой и ругается».
5. Не используйте «не-утверждения». Не бойся, Не переживай, Не плачь. Ребенок не воспринимает частицу «Не». Мы говорим: Не бойся, я тебя не забуду забрать» - он понимает: Мама про меня забудет, мне будет очень страшно. Или: Не бойся, воспитатель тебя не обидит — ребенок понимает: Воспитатель может обидеть, его нужно опасаться.
6. Утром рассчитывайте время так, чтобы сборы в садик были в спокойной атмосфере без суеты, нервозности и спешки. Лучше вставать немного пораньше, чем «пожалеть» ребенка и дать ему еще немного понежиться в кроватке, а потом «опаздывать», все время подгонять ребенка. Он еще мал и не понимает, почему мама/папа торопит его. Он считает, что сердятся на него, из-за него. Что его подгоняют, чтобы поскорее отдать в садик чужой тете, что он сделал что-то плохое.
7. Не обсуждайте в присутствии малыша его поведение в садике или другие вопросы, которые Вас могут волновать. Ребенок не слушая слышит и воспринимает всю информацию по-своему.
8. Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.
В качестве заключения Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность, следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации.
Удачной адаптации к садику!