Алида Байжуминова
Консультация для родителей «Адаптация младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация младших дошкольников“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Многие особенности поведения ребенка в период адаптаций к детскому саду пугают родителей на столько, что они задумываются: а сможет ли мой ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью могу сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти 90 % мам думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке ребенок всегда находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптаций к детскому саду.
Первые дни пребывания в саду практически у каждого ребенка сильно выражены отрицательные эмоции, такие как,от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявление страха. (это может быть что малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, и боится воспитателей, а главное, того что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу и что родители предали его, что не придут за ним вечером). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, например, ребенок можеть бить взрослого не давая себя раздеть. В период адаптации он раним настолко, что поводом для агресии служит все.
В первые дни дети испытывают мало положительных эмоций. Если ребенок улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул, возможно это необычная игрушка или же веселая игра вместе с воспитателем. Я бы сказала, наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые ребятишки долго будут плакать при расставании, но это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке. Так же в первые дни у ребенка снижается социальная активность, даже общительные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет не играют вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включились бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть, многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, ребенок станет задавать вопросы позновательного плана воспитателю.
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется так же и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике. Если оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Дома так же может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
В первое время ребонок возможно не захочет кушать и это связано с непривычной пищей (вид, вкус, а так же со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Ребенок может не съедает все что на тарелке, но он начинает кушать.
Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет и снижается сопротивляемость организма инфекциям и он можеть заболеть в первый месяц посещения садика. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодалеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни и расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на і- месяца. Некоторые дети адаптируются к саду отрицательно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель, а другим несколько сложнее, и адаптация длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога. В таком случае я бы посоветовала родителям :
- в присутсвии ребенка всегда отзыватся положительно о воспитателях и саде, даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с малышом, расскажите кому-нибудь в его присутсвии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
- Выходные дни не менять режим дня ребенка, можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволить «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня.
- Не перегружать ребенка в период адаптации.
- Надо, чтобы дома ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера, а именно чаще обнимать малыша, говорить ласковые слава, отмечать успехи, улучшение в поведении, больше хвалить чем ругать.
- Будь терпимее к капризам.
- И дома, и в саду говорить с ребенком споаойно, уверенно.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расставаться.
- Обязательно сказать, что придете, а именно в какое время. (малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту.)
- Избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
- Нельзя пугать детским садом.
И главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш!