Елена Куимова
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой и т. д.
Задачи развития речи:
Развитие словаря:
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи:
Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции.
Формирование грамматического строя речи:
Предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи :
а) формирование диалогической (разговорной) речи,
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
б) формирование монологической речи
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Средства речевого развития детей:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь близких людей;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· художественная литература;
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).