КОПТЕЛОВА ТАТЬЯНА
Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»
Вспомните то время, когда ваш малыш был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас?
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь дошкольников“» размещена в разделах
А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка?
Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят :
• Не все дети правильно произносят звуки, особенно сложные по артикуляции – шипящие и сонорные.
• Не достаточно развит фонематический слух, из-за чего ребенок не умеет дифференцировать звуки (т. е. различать) и вместо «шапка» говорит «сапка».
• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
• Бедная речь – недостаточный словарный запас.
• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов-«паразитов». А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. А к школе это умение приобрести просто необходимо.
• Недостаточно грамматически правильная речь : дети не умеют согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе, употреблять род. п. мн. ч., сложные предлоги.
в норме к пяти годам ребё нок:
• Обладает словарным запасом около 3000 слов, свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам.
• Знает свой адрес
• Пользуется предложениями из 5-6 слов
• Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
• Умеет пересказывать
• Правильно произносит практически все звуки
• Определяет право-лево у себя, но не у других
• Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
• Считает до десяти
• Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны
Проговаривайте с ребенком шутки-чистоговорки, скороговорки. Например, СА-са-са- у меня коса или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и многие другие. Тем самым вы будете закреплять звуки и формировать новые.
Развивайте мелкую моторику рук, поскольку она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет.
Развивайте звуковой состав слов. Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекаете его в игру: посмотри-ка, что это такое?. Это весарка?. Это фесалка?. Это вешайка?. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его. У детей постарше можно спросить, в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине, в конце.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
И если вы ясно видите, что у вашего ребенка имеются нарушения в речи, необходимо его показать логопеду. Ведь логопед не только ставит те или иные звуки, но и развивает все стороны речи, а также развивает психические процессы (внимание, память, мышление).
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
И напоследок хочется сказать:
• в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
Любите своих детей, помогайте им!
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!