ЕКАТЕРИНА БЫЦЕНКО
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни
Дошкольная педагогика не только показывает возможность обучения детей здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, режим дня, дневной сон, прогулки, правильное питание, и т. д., но и подтверждает исключительную восприимчивость ребёнка, при условии правильной организации обучения. Вот почему так важно донести до родителей детей, необходимость использования потенциала дошкольного возраста, в том числе и в приобщении к здоровому образу жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Здоровый образ жизни детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы в детском саду обусловлена различными факторами. На современном этапе ситуация такова, что практически ни один ребёнок не рождается абсолютно здоровым. С каждым годом растёт число детей страдающих ожирением, частыми простудными заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистыми заболеваниями, вегето-сосудистой дистонией и т. д. В чём же дело? К сожалению, до сих пор многие родители, искренне желая здоровья своему ребёнку, считают, что главное – посытнее накормить его, потеплее укутать. Между тем именно в первые годы жизни ребёнка закладывается фундамент его здоровья, и роль активного двигательного режима, физических упражнений при этом незаменима.
Родителям надо знать многое и уметь, чтобы правильно организовать процесс физического воспитания сына или дочери. Если ребёнку до семилетнего возраста не привьют привычки регулярно выполнять физические упражнения, если он не окрепнет и не приобретёт необходимых навыков и умений, то с первого года обучения в школе ему придётся трудно, поскольку учебный процесс требует значительного умственного и нервно-психического напряжения.
В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закалённостью. Это оказывает отрицательное влияние на их организм. Помимо того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребёнка. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.
Академик Н. Н. Амосов назвал движение первичным стимулом для ума ребёнка. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя нервную систему, тем самым, способствуя её развитию. Основоположником педиатрии профессором Г. Н. Сперанским было доказано, что основа здоровья ребёнка закладывается именно в раннем возрасте. Дети, особенно 2-3 лет, нуждаются в особом внимании и заботе потому, что в этом возрасте они ещё слабы и ранимы (иммунитет, полученный от матери, постепенно утрачивается, а свой у ребёнка ещё не сформирован). Родители много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используя массаж, гимнастику, закаливание. Проходит год, полтора и у родителей появляются новые заботы по воспитанию ребёнка. Именно у 2-3 летних детей формируется характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развивается речь и движение, а физическому воспитанию в семье уделяют всё меньше времени. Многие родители уверены, что ребёнок 3-гогода жизни итак достаточно подвижен. Но даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекается часть мышц, как правило, одни и те же группы. Это не даёт достаточного физиологического эффекта. К тому же в таком возрасте неправильно выполненное движение прочно и надолго закрепляется у ребёнка и может стать причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, искривления позвоночника, что с вою очередь, затруднит деятельность, рост и развитие внутренних органов.
Формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры ребёнка. А в дальнейшем просто обязана помочь сформировать правильную осанку своему ребёнку.
Воспитателям необходимо знать физиологические особенности развития опорно-двигательного аппарата и вовремя доносить до родителей важные сведения. Так в раннем возрасте кости ребёнка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летнего ребёнка имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые проявляются к 4 годам. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий.
Необходимо помнить, что длительное пребывание в однообразной позе вызывает статистическую нагрузку на определённые группы мышц, что приводит к их утомлению, усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Как следствие гипокинезии, развитие обменных нарушений, высокая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями.
Материалы для игр с предметами малой и средней подвижности желательно размещать так, чтобы играя, дети не только занимали удобные позы, но и чаще их меняли. Об этом необходимо помнить как воспитателям, так и родителям.
Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес тела. Дошкольное учреждение и родители должны тесно взаимодействовать, чтобы не допускать данной проблемы. Например: разъяснять родителям формирование привычки правильного питания, полезность фруктов, овощей и сухофруктов, дозировку данных продуктов, обращать их внимание на меню в детском саду, разрабатывать и рекомендовать комплексы физической нагрузки.
Большую роль в профилактике нарушений осанки имеет правильное положение во время сна. Лучше всего спать на спине или боку, не сворачиваясь «калачиком».
Причиной нарушения осанки может служить и нерационально подобранная одежда и обувь.
Исправляют и формируют осанку следующие виды спорта: плавание, фигурное катание, лыжный спорт, гребля, гимнастика.
У детей дошкольного возраста встречается и нарушение развития стопы. Основными причинами плоскостопия являются наследственные факторы, системные нарушения соединительной ткани, нерациональный двигательный режим и неправильный подбор обуви. Благоприятно воздействуют на формирование правильной стопы: езда на велосипеде, игра в футбол, ходьба по траве, по морскому берегу, ванночки для ног, массажные коврики, которые должны быть не только в спальне групп, но и у детей дома, обувь должна быть с эластичной подошвой, иметь небольшой каблучок 1,5-2 см, плотный задник.
Необходимо так же сказать и о дыхательной гимнастике, которая считается самым доступным методом по предупреждению простудных заболеваний. Она состоит из специальных упражнений, связанных с произношением определённых звуков на выдохе. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на трахею, бронхи, лёгкие и действует расслабляющее на спазмированные бронхи. Для родителей можно рекомендовать надувание воздушных шаров, игры в мыльные пузыри, сдувание лёгких предметов.
На основании всего выше сказанного можно сделать следующие практические рекомендации:
• В повседневной жизни и на занятиях как можно чаще менять позы;
• Развивать мышечную силу, при этом, не перегружая ребёнка;
• На развивающих занятиях использовать физминутки, а в домашних условиях рекомендовать использовать любые имитационные упражнения, для отдыха мышц;
• Использовать дыхательную и пальчиковую гимнастику в своей работе;
• Приучать к правильному дыханию при взаимодействии с родителями;
• В гимнастике пробуждения использовать упражнения на распрямление мышц: потягивание, поднимание в прямом положении конечностей, пригибание спины и шейного отдела, постепенное выпрямление всего корпуса;
• Ежедневно использовать массажные коврики, желательно 3-4 вида;
• Подбирать мебель, учитывая рост ребёнка;
• Правильно одевать ребёнка, учитывая погоду, подбирая нужный размер, использовать для физкультурных занятий сменную форму;
• Помочь следить ребёнку за правильностью осанки;
• Иметь жёсткую постель с небольшой подушкой;
• На занятиях по физической культуре следить за правильным положением туловища, рук и ног, за точностью выполнения упражнений, за дыханием;
• Вести разъяснительную работу с родителями;
• Ввести в группах шкатулки вопросов по формированию ЗОЖ для родителей.