Евгения Филимончева
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами в коррекционном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является весьма актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот подход должен быть комплексным, проходить с участием специалистов ДОУ: учителей - логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физ. воспитанию.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами в коррекционном детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.
Цель модели взаимодействия состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие оптимальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Модель наглядно показывает профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
В нашем дошкольном учреждении существует система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом, чтобы осуществлять единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Специалистами проводятся НОД в соответствии с федеральными государственными требованиями, праздники, развлечения, совместные досуги и занятия с родителями.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Большое значение имеет единая коррекционно – развивающая среда.
Формы совместной деятельности включают в себя следующие составляющие:
• План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
• Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.
• Участие в ПМПК
• Составление аналитических справок по итогам диагностики
• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, логоритмических упражнений, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов с детьми с ОВЗ необходима следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий, и в повседневной жизни.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и индивидуальные программы
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Музыкальные руководители сталкиваются в своей работе со следующими проблемами:
• У детей слабо развиты певческие навыки
• Снижена общая и мелкая моторика, координация движений со словом, с музыкой
• Слабо развито физиологическое дыхание
• Недостаточно развита просодическая сторона речи, интонационная выразительность
• Дети плохо запоминают тексты песен, названия музыкальных произведений.
Помимо решения музыкальных задач в процессе НОД, мы также решаем и коррекционные задачи.
- обогащаем знания детей по лексическим темам, накапливаем активный и пассивный словарь
- работаем над улучшением движений, общей и мелкой моторики
- развиваем голосовые навыки, физиологическое дыхание
- способствуем развитию эмоций, эмоциональной отзывчивости на музыку
- побуждаем детей активно участвовать в НОД, праздниках, развлечениях.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе НОД через использование элементов логоритмики, психогимнастики, через музыкальные виды деятельности.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- в результате единого комплексного и системного подхода происходит усвоение детьми основной общеобразовательной программы