Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Коробкова Элина Таировна
Консультация для педагогов «Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов тема: "Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Фольклор всегда был востребован народной педагогикой, а вслед за ней и отечественной педагогической школой, ведь он является действенным средством воспитания. Народное творчество и сейчас естественно и просто входит в жизнь младенца, сопровождает его во взрослении, дает ему для усвоения лучшие образцы речи, сопутствует становлению двигательных навыков. Посредством фольклора легко и быстро устанавливается связь между взрослыми и ребёнком, у детей проявляется интерес к окружающему миру, формируется художественный вкус, нравственные представления.

Публикация «Консультация для педагогов „Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Собиратель отечественного фольклора В. П. Аникин заметил, что детский фольклор есть синтез поэтического народного слова и движения. Давно известно, что слово имеет ритм, а ритм может управлять движением. Это возможно лишь в непрерывной системе «семья – детский сад – социум».

Pусское нapодное твoрчествo постоянно изучается, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский охaрактеризовал устное народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впер вые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Незаметно они вводят ребёнка в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

В наши дни проблема приобщения детей к народному творчеству,

к народным играм становится очень актуальной. Отсутствие времени у родителей на развивающее общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи ребёнка приводят к проблемам в её развитии. К сожалению, произведения народного творчества мало используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, а также физического развития.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, потому что он именно живёт с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, может украсить и одухотворить её. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.

В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, поэтому воспитание именно через игры будет максимально целесообразным. Необходимо осуществлять воспитание на основе народных игр. Русские народные игры очень многообразны: настольные, хороводные и др.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь люди проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Народные игры всегда были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, «Ловишки догонялки» и ловкость развивают, и внимание, и скорость реакции улучшают. Исследования показывают, что русские народные игры благотворно действуют на формирование культуры общения.

Для дошкольников русские народные игры являются жизненной

потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Кроме того, игры учат детей инициативе и самостоятельности, пре одолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский. В. Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных моральноволевых качеств». Русские народные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Русская народная игра готовит ребёнка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребёнка.

Русские народные календарно-праздничные игры создают условия для достижения национального воспитательного идеала, для формирования национально-культурной идентичности воспитанников на основе народных игр через восприятие социокультурных ценностей русского народа.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях

реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействие педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

В последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Русские народные игры исчезают из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в до школьном детстве.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, поэтому

педагог должен уметь использовать их в образовательно-воспитательном процессе.

При организации и выборе игр необходимо учитывать следующие факторы:

возраст игроков,

место для проведения игр,

количество участников игры,

наличие инвентаря для игр.

Большинство народных игр проводится на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, они закаляют тело и душу ребёнка. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

В классификации С. Л. Новосёловой народные игры подразделяются на:

обрядовые (культовые, семейные, сезонные);

тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные);

досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развивающие).

При составлении перспективного плана педагог может конкретизировать воспитательные, развивающие задачи, исходя из особенностей игры. Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия её определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развить у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки». Если же ставится задача развивать, например, равновесие у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеёк» и др. В образовательной работе возможны фольклорные двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные занятия. В физкультурно - оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники.

Включение фольклора в образовательный процесс требует соблюдения определенных условий:

1. Фольклорный материал (потешки и прибаутки, загадки и сказки,

считалки и скороговорки, русские песни и пляски) должен использоваться в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей

необходима частая смена упражнений.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. В работе с детьми раннего и младшего возраста рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Маленькие ножки – большие ноги» и др.)

4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер образовательного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал.

5. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

6. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определённого внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети сидели долго на занятии и им необходимы активные действия, в этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой весёлый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Игровые технологии дают ребёнку возможность «примерить» на себя

важнейшие социальные роли, быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества, прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Воспитательное и обучающее значение народной игры зависит от:

знания методики игровой деятельности;

профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому в играх необходимо использовать наглядные методы и приёмы,

которые обеспечат высокую эффективность воспитательного процесса (демонстрация способа выполнения действий, наблюдение). Практические методы и приёмы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний и навыков в народных играх, чем любые другие приёмы (подражательные, тренировочные упражнения, моделирование, игры).

Публикации по теме:

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возрастаИнфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К. Д. Ушинский Современный этап развития дошкольного образования характеризуется.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 марта 2025 в 14:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Значение русских народных игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Коробкова Элина Таировна (УИ 1441795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 апреля 2025 вторник
Смотрим и делаем мультики!
День безопасности!
Осваиваем игровой самомассаж!
Рисуем птичек!
09 апреля 2025 среда
День рождения компьютерной мыши



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД