Елена Непомнящая
Консультация для педагогов «Современные подходы к изучению семьи»
▼ Скачать
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей которые она исповедует. Следует так же учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Таким образом, ученые встречаются со многими трудностями в изучении современной семьи, которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные подходы к изучению семьи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Может ли исследователь быть более настойчив в отношениях семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен) и методы осуществления работы.
В объективной информации, характеризующей семью, нуждается не только наука, но и каждый педагог дошкольного учреждения. Цели получения этой информации заключаются в том, чтобы составить представление о семье, её воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего воспитания поможет педагогу оказывать целенаправленное влияние на педагогический процесс в семье. Овладение методами изучения опыта семейного воспитания является важным условием в деятельности дошкольного учреждения.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Определение уровня педагогической культуры родителей.
Выявление трудностей, испытываемых родителями.
Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Поиск путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье. Во многих исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей, в этом случае наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана можно предложить следующее:
Примерный план изучения семьи, по рекомендации ученых В. В. Котырло и С. А. Ладывир
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи :
дружелюбный тон обращения друг к другу;
изменчивый, противоречивый характер отношений;
своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребенка
4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребенка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка:
здоровье;
развитие нравственных качеств;
развитие умственных способностей;
развитие художественных способностей;
раннее образование ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;
ограниченность знаний и поддатливость к педагогическому просвещению;
низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;
член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.
8. Организация совместных форм деятельности в семье :
общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:
высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;
настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;
перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;
безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспитанием собственного ребенка.
(Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М, 2000.)
План изучения семьи реализуется с помощью различных методов, предоставляющих собой инструменты, посредством которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета.
Самыми распространенными являются наблюдения, тесты, опросные методы, которые включают: беседу, опрос или опросник, анкетирование, интервью и различные проективные методики.
Менее популярными, но не менее важными являются метод шкалирования и метод изучения продуктов деятельности (в данном случае имеется ввиду совместная деятельность).