Екатерина Смолянская
Консультация для педагогов «Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы».
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы.
Изучение специальной литературы, анализ периодических журналов, опыт работы в начальной школе помогает мне прийти к выводу, что в современном мире в дошкольном образовании особо острой проблемой становится увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Работа воспитателем убеждает меня в том что, некоторые дети плохо говорят и с трудом понимают обращённую к ним речь, у них недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически верной речи,чёткой дикции,богатого словарного запаса и развитие связной речи являются главными задачами в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно по средствам организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.
Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении :
• умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
• членить предложения такого же состава на слова;
• членить на слоги двух – трёхсложные слова с открытыми слогами (ма-лы-ши, ки-но);
• составлять слова из слогов;
В подготовительной к школе группе идет подготовка детей к звуковому анализу слова. В практических упражнениях мы закрепляем представление детей о предложении, слове, звуке, а также составление простейших схем.
Индивидуальные и групповые занятия проходят в игровой деятельности в непринуждённой форме. Обязательным условием проведение занятий являются индивидуальные возрастные психологические особенности ребёнка.
Если рассматривать отдельно подготовку ребенка к школе, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики руки. Занятие конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией непременно способствуют совершенствованию более точных и скоординированных движений руки.
Именно уровень развития мелкой моторики - один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически правильно мыслит, у него в полной мере развиты память и внимание, связная речь. Учителя начальной школы отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыками письма.
Письмо - навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и руки в целом. У воспитанника должно быть в достаточной степени развито зрительное восприятия и произвольное внимания. Неподготовленность ребенка к письму, недостаточное развитие мелкой моторики руки, отсутствие должного внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебной деятельности в целом.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения ребенка письмом. Педагогу необходимо создавать все условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Хорошую эффективность показывают упражнения по выкладыванию букв из различных материалов. Занятие требует от детей усидчивости и терпения, способствует развитию навыка выполнять действия по заданному образцу. Задание можно разбить на несколько этапов. Сначала педагог выкладывает или сам рисует на бумаге букву - образец, тем самым он знакомит ребенка с буквенным обозначение звука. Позже воспитанник уже самостоятельно копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова. Возможно использование для занятий мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, счетные палочки, толстые нитки, а так же разнообразный бросовый материал.
Хорошо зарекомендовали себя игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Воспитатель предлагает ребенку заниматься с крупой. В этой исследовательской деятельности и происходит непосредственное познание окружающего мира. Ребенок может крупу сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Воспитанник способен перекатывать зернышки крупы между указательным и большим пальцем, слегка нажимая на зернышки совершать шагающие движения, делать вращательные движения. Регулярное и систематическое выполнение этих простых упражнений, определенно, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики руки.
Следует так же отметить и игры со счетными палочками. Необходимое оборудование для проведения занятий не потребует больших затрат. У каждого педагога всегда найдутся обыкновенные счетные палочки, цветные карандаши или простые соломинки. Нехитрые задания способствуют развитию должного внимание, воображение, логического мышления, ориентировки в пространстве, закреплению названий геометрических фигур. Планировать работу необходимо согласно принципу: от простого к сложному. В процессе игровой деятельности целесообразно объяснить воспитаннику как называется каждая фигура, как выложить домик, используя квадрат и треугольники, или как выложить машинку или красивую елочку. Используя эти упражнения у детей, помимо развития мелкой моторики руки, развивается логическое мышление, зрительная память, воображение.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения индивидуальных занятий с проблемными детьми, я пришла к выводу, что от того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи обучения в школе.