Селиверстова Татьяна
Консультация для педагогов «Развиваем память детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Развиваем память детей» С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами, ребенок постепенно запоминает их. Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее. У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию. Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсутствие навыков запоминания. К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Мы часто сталкиваемся со следующими проблемами: ребенок плохо запоминает, ему сложно согласовывать слова в предложении, имеются проблемы с нарушением внимания, логического мышления и т. д. Многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр. Игры для развития зрительной памяти «Мемори».• Игра состоит из красочных парных картинок, на которых изображены животные, природа, различные предметы. Изображения обычно объединены тематически, чтобы систематизировать обучение и придать ребенку эмоциональный интерес. Так, если ребенок любит машинки – ему подаются машинка, если животных, то животные – все просто. Использовать данные изображения можно абсолютно по-разному – именно благодаря этому ребенок развивается многосторонне. При игре дети (обычно от 4 до 6 человек) учатся сравнивать картинки, искать качества и признаки предметов, их свойства, назначение. Таким образом, они проводят элементарный анализ и синтез отличительных особенностей вещей, которые каждый день встречаются в жизни. Активно участвует в игре ведущий (педагог, родитель, не только давая дополнительные знания и задавая наводящие вопросы, но и работая над атмосферой, взаимопониманием, интересом к игре. Вот несколько способов применения парных картинок. Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они• все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры - набрать как можно больше парных фишек. «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько• предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один из них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось. Игра «Домик» Разделите карточки на две стопки картинками вниз так, чтобы в каждой стопке было по одной карточке из каждой пары. Одна из стопок называется «Домик». Карточки из второй стопки перемешиваются и раскладываются на столе картинками вниз в Найди! Перемешайте карточки и разложите их на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок и переворачивает любую карточку картинкой вверх. Перевернутые карточки остаются на столе картинками вверх. Следующий игрок, сидящий слева, также переворачивает одну карточку и т. д. Как только на стол будут перевернуты карточки с одинаковыми картинками, все игроки пытаются прикрыть ладошкой ту из парных карточек, которая была перевернута первой и прокричать «Нашел (Нашла!». Тот игрок, который первым закроет ладошкой карточку и прокричит, забирает эту пару карточек себе и переворачивает на стол новую карточку. Если вы закрыли ладошкой «неправильную» (непарную) карточку, но прокричали «Нашел (Нашла!», то вы должны возвратить в коробку одну свою пару карточек, которую вы уже выиграли (если выиграли). Игра заканчивается, когда на столе остается только две карточки. Игрок, выигравший предпоследнюю пару, забирает также последнюю пару. Выигрывает тот игрок, у кого наибольшее количество парных карточек. Ловкие пальчики Высыпьте все карточки из коробки на стол. Если кто-либо закричит «Вперед!», то все игроки одновременно пытаются быстро найти парные карточки (карточки с одинаковыми картинками). Перевернутые картинками вниз карточки можно переворачивать картинками вверх и наоборот. Каждый раз. Когда вы найдете парные карточки, возьмите их, положите рядом с собой на столе и продолжайте искать новые парные карточки. Перед тем, как вы сможете взять эти парные карточки, вам надо запомнить, где находятся обе парные карточки