Елена Полковникова
Консультация для педагогов по математическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Математика в дошкольном возрасте».
Составила старший воспитатель: Елена Полковникова.
Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляете и довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок. Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У ребенка начинают складываться представления о предметах: (их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе.) О действиях, которые можно производить – уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется к знаниям. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше. Каждая новая ступенька расширяет его возможности, обогащает представления, совершенствует способы их применения. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, необходима активная познавательная деятельность самого ребенка. Эти же закономерности обнаруживаются и при усвоении математических представлений. Однако взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить им путь познания, уберечь от трудностей, опередить время, чтобы потом в школе стало легче изучать математику. Они делятся с дошкольниками своим опытом, излагают исчерпывающую информацию, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем, стремятся дать как можно больше.
Публикация «Консультация для педагогов по математическому развитию» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как и где дошкольник может изучать математику?
В ходе организованного обучения ему передается лишь небольшая часть опыта. Багаж знаний пополняется и обогащается благодаря любознательности и активности ребенка, удовлетворению его познавательных интересов.
Дошкольник воспринимает представления об окружающем, общаясь с взрослыми, детьми старше себя и сверстниками. Казалось бы, готовые знания, которые он получает от других, ребенку нужно только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте.
А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, если не сказать все, что вокруг, — и далекое, и близкое. Но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а затем поделиться «своими открытиями» : мамой, плюшевым мишкой, товарищем. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации, пройти программу первого класса в пятилетнем возрасте. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости. Период дошкольного возраста — важный этап в жизни человека. Реализовать его необходимо своевременно и эффективно. Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления : легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации. «Математика всегда остается для учеников трудной работой», — утверждал много десятилетий назад русский писатель и критик Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики новыми поколениями учеников? «Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», — об этом твердят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они еще не знают, что математика трудна. Задача взрослых — дать ребенку почувствовать, что он справится. А главное, познать радость от преодоления трудностей и гордость за свои достижения. Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам) : форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. Исследования и практика обучения дошкольников показали, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Важное место в обучении отводится поисковой деятельности детей. Нередко в семье взрослые не позволяют ребенку изучать свойства предметов, экспериментировать, так как боятся, что они замочат рукава, испачкают стены или стол, насорят на полу, разобьют что-то, чрезмерно долго будут увлечены какими-то действиями, тогда как занятие имеет свои временные границы, и т. д. Все эти опасения обоснованны. Однако они не должны явиться препятствием для детского экспериментирования.
Необходимо и дома, и в группе детского сада создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий, подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяженности, формы, численности, тяжести, равенства например; (измерение объема жидкости в сосудах разной формы, сыпучих продуктов (муки, сахарного песка, соли, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели.
В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения — игра. Игра становится незаменимым средством развития математических представлений. С помощью игры происходит упражнение в счете. Играя ребенок, незаметно для себя учится и получает удовольствие. В игре происходит закрепление знаний и умений. Партнером по игре может быть:(педагог родитель,другой ребенок,сказочный персонаж).Игровая задача и игровая роль делает обучение более привлекательным и эмоциональным,а,поэтому повышает внимание,возрастает,объем запоминания,достигается развивающий эффект.
Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознать развернутые пошаговые действия и добиваться ожидаемого результата.
Литература:
1. Е. В. Колесникова. Математика для дошкольников. М. ,2001Г.
2. М. А. Бежетова Веселая математика. Д. Сталкер 2009 Г.
3. В. Волина. Праздник числа. М. 2005 г.
4. Е. В. Сербина. Математика для малышей. М. ,1992г.
5. А. В. Столяр. Давайте поиграем. М. 1991г.
6. З. А. Михайлова. Математика от трех до шести. СПб. 1996г.